Знаковый день и уникальная традиция. Белорусы отмечают Пасху умерших — Радуницу
17.04.2018 10:18
—
Разное
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
— Адам Мицкевич в своих лекциях писал о том, что всем народам известен культ предков, но нигде он не сохранился в таком чистом виде, как на наших землях, на наших территориях. Культ предков сильно развит, потому что у нас все-таки принято жить родом. На Полесье, кстати, есть такое понятие — «куст», говорят: «жыць кустом». Род как куст, у которого масса побегов, а основные главные корни — предки, — рассказывала в интервью TUT.BY этнолог, фольклорист Елена Довнар-Запольская.
Поминальные дни этнолог называет знаковыми, особенными в белорусской культуре. Они традиционно рассматриваются как способ связать души предков с живым миром.
Выходным днем Радуница стала в начале 90-х, ее еще называют Пасхой умерших. В этот день в церквях служат молебен по усопшим, родные навещают могилы умерших — убирают их, в некоторых регионах принято приходить на кладбища нарядными, приносить крашеные яйца и даже накрывать столы.
— Радуничные традиции отличаются по регионам, даже от деревни к деревне. В Лельчицком, по-моему, вообще не на Радуницу ходят на кладбища, а в четверг на пасхальной неделе. Причем у них очень интересная традиция сохранилась до сих пор — выставляют столы вокруг кладбища. Каждый приносит свою скатерть. Эти столы, застланные белыми скатертями, — зрелище довольно красочное. Во многих районах могилки стараются убрать уже перед Пасхой, иначе — «нядобра». Но на погосты ездят и на Радуницу, и на Троицу, и на масленичные Деды, и на осенние… — рассказывает Елена Довнар-Запольская.
Церковь выступает против еды и питья на кладбищах и рекомендует не приносить на могилы искусственные цветы ярких оттенков.
— Согласно христианскому вероучению, «главным украшением [могил] является христианский крест, который знаменует спасение и воскресение человека». Но люди часто приносят с собой дополнительные украшения, те же цветы, — пишет православный портал sobor.by. — Так проявляется наша память и любовь к усопшим. Это естественно для человека, и здесь нет ничего странного. Цветы принято приносить даже в храм, размещать их перед иконами. Но если в храм христиане приносят цветы живые, то на кладбище подавляющее большинство приносит цветы искусственные. (…) Кладбище — это место не только скорби и печали, черного цвета (…). Но вместе с тем, это не площадка для демонстрации ярких «кислотных» красок, безвкусных искусственных украшений, а место, где живые могут в тишине вспомнить в молитве усопших и, не отвлекаясь, «побыть с ними».
Сегодня к кладбищам ходит дополнительный транспорт. А жители приграничья могут посетить места захоронения своих близких в соседних государствах, воспользовавшись пунктами упрощенного пропуска.