«Стране не хватает качественных специалистов». Об особенностях позиционирования Беларуси как ИТ-страны
Экс-сотрудник белорусской инвестиционной компании Zubr Capital Ирина Глебович в колонке на vc.ru попробовала проанализировать плюсы, минусы и подводные камни позиционирования Беларуси как «ИТ-страны». dev.by приводит сокращённый вариант публикации
Преувеличенный HR-потенциал
Несколько поколений технических специалистов, воспитанных в традициях сильной инженерной и математической школы, есть в России, Украине и, в некоторой степени, странах Балтии. К тому же качественных местных специалистов уже сейчас не хватает, чтобы закрыть ключевые позиции в секторе ИКТ.
Хороший уровень доходов в ПВТ
Льготный налогово-правовой режим ПВТ — стратегическая белорусская разработка. Модель работает более 10 лет и позволила местным компаниям заработать топовые места среди мировых аутсорсеров.
Налоговые льготы в части фонда оплаты труда в рамках ПВТ — выигрышный случай для работодателей и сотрудников, который, к тому же, помог остановить «утечку мозгов» из страны. За вычетом стоимости жизни годовой доход белорусского айтишника часто превышает сопоставимые показатели для ИТ-специалиста из Западной Европы. А плоская налоговая ставка может пригодиться при получении крупных бонусов.
Истории успеха
Помимо Epam и Wargaming громких продаж MSQRD Facebook и AIMatter — Google, в Беларуси регулярно происходят новые сделки по привлечению инвестиций и продаже бизнесов: PandaDoc, Kinomo, Workfusion, Flo. Знаковыми сделками были продажа Viaden израильской Playtech, переход maps.me российской Mail.ru Group, поглощение Apalon американской IAC и выкуп разработчика Viber японцами из Rakuten.
При этом сложно сказать, насколько существенным было влияние модели ПВТ на предпринимателей-самородков и в какой степени ИТ-сообщество страны может приписывать себе их заслуги.
Появление серийных предпринимателей
Игорь Магазиник намеренно открывал разработку обоих своих стартапов — Viber и Juno — в Беларуси. Виктор Прокопеня помимо компаний Banuba и capital.com занимается развитием совместного фонда с российским миллиардером Михаилом Гуцериевым, Юрий Гурский стоял за maps.me, MSQRD и другими проектами (стоит упомянуть и Юрия Мельничка — прим. dev.by). Всё это говорит о появлении класса серийных предпринимателей в стране.
Сплочёное ИТ-сообщество
В Минске просто организовать встречу с нужным человеком для обсуждения ИТ-бизнеса, а медиа запросто превращают ярких персонажей из ИТ в лидеров мнений. Растёт количество пространств для коворкингов, конференций, хакатонов и митапов, а мероприятия по горячей блокчейн-теме уже могут проходить одновременно в нескольких местах.
Но представителям проектов из высокозатратных медтех или биотех-индустрии по-прежнему проще уехать в акселераторы соседних стран и получить европейский грант, чем выжить в стране.
Возможности венчурной экосистемы
На белорусский рынок активно смотрят некоторые венчурные фонды с российскими корнями. Altair, Gagarin Capital, Flint Capital уже проинвестировали в белорусские стартапы. Однако процесс получения ранних инвестиций стартапом по строгости не уступает экзаменам на стажировку в Пентагон, а стадии growth и expansion пока остаются непокрытыми местными фондами.
Нехватка качественных человеческих ресурсов
Беларусь кичится легендарной инженерной школой и с гордостью заявляет, что около 85 тысяч занятых в ИКТ сотрудников генерируют более 5 процентов ВВП. При этом схожее число айтишников в Румынии генерирует 6 процентов ВВП страны, но это не рассматривают как стратегическое преимущество.
Стране не хватает качественных специалистов.
57 процентов штата компаний-резидентов ПВТ имеют возраст до 30 лет. Для того, чтобы сделать скачок вперёд, ИТ-индустрии надо привлечь опытных специалистов, с продуктовым мышлением и заточенных на развитие бизнеса.
На рынке также острая нехватка зрелых маркетологов, профессиональных менеджеров по продажам, инвестиционных менеджеров, финансовых директоров, юристов-международников (список открыт).
Совковая ментальность как бремя поколений
Советская ментальность мешает расти предпринимательству в стране. Средний возраст инноваторов в США — около 50 лет, в Израиле — около 43 лет, в Беларуси почти невозможно представить себе 45-летнего мужчину, который бросит стабильную работу и доход в погоне «за мечтой».
Не считая стартаперов-идеалистов, в Беларуси мало людей готово к предпринимательскому риску. Даже администрация продвинутого ПВТ до этого года принимала в свои ряды только «компании-отличницы».
За более, чем 10 лет работы ПВТ ни одна компания-резидент не обанкротилась. Режим ПВТ настолько стерильный, что почти 200 компаний-резидентов тщательно отбирались и демонстрировали стабильный рост, прежде чем попасть в ПВТ.
С этого года режим открыт для всех: стартаперы, криптобиржи, организаторы ICO, только сейчас начинается настоящий краш-тест модели и всей ИТ-экосистемы.