Борьба с коррупцией — важнейшая задача государства и общества
Коррупционные правонарушения наносят колоссальный материальный ущерб современным государствам. Ежегодно в мире на взятки тратится 1 трлн долларов США. Эти данные приведены в прошлогоднем исследовании ООН, подготовленном к Международному дню борьбы с коррупцией (отмечается 9 декабря). В результате коррупции государства недополучают ежегодно 2,6 трлн долларов США — сумму, эквивалентную 5% мирового ВВП.
В Беларуси созданы и на практике реализованы механизмы государственной антикоррупционной политики, доказавшие свою эффективность.
Этот вопрос находится под постоянным личным контролем Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Взяточничество, хищения, теневая коммерция и прочие нарушения закона подобного рода по-прежнему представляют собой огромную опасность для нашей страны.
Негативное влияние коррупции на социально-экономические процессы
Основные негативные экономические последствия от коррупции заключаются в следующем:
- расширяется теневая экономика (а на её основе криминальный бизнес), что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;
- нарушается конкурентное регулирование рынка, поскольку «конкурентоспособным» становится тот, кто получил преимущество незаконно;
- неэффективно используются бюджетные средства при распределении государственных заказов и кредитов;
- повышаются себестоимость производства продукции и товаров, отпускные (розничные) цены за счёт коррупционных «накладных расходов», растёт инфляция;
- ухудшается инвестиционный климат. У агентов рынка появляется неверие в способность властей устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночных отношений.
Отвлекаемые от целей общественного развития «коррупционные средства» снижают способность государства решать актуальные социальные проблемы населения.
Законодательство Республики Беларусь о борьбе с коррупцией
В Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.
Пнтикоррупционная нормативная база в последние годы подверглась серьёзной доработке.
Законом введён запрет на трудоустройство в качестве государственных служащих работников, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряжённое с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.
Ограничены приём лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на должности из кадровогореестра Президента, Совета Министров, областных и районных исполкомов, а также право лиц, совершивших коррупционные преступления, на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной и военной службе.
Для предупреждения скрытого подкупа высокопоставленных должностных лиц расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию. Предусмотрена обязанность государственных должностных лиц давать пояснения об источниках доходов в случае их внезапного увеличения.
В Беларуси продолжается совершенствование актов законодательства, которые регулируют общественные отношения, наиболее подверженные коррупции.
Для практической реализации Декрета №7 предстоит большая работа — необходимо внести изменения в более чем 6 кодексов, 21 закон, 13 указов, отраслевые и локальные документы.
Субъекты противодействия коррупции
Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.
В настоящее время реализуется очередная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017-2019 годы.
Сила общественности (граждан и общественных объединений) заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами.
Через специальную форму, предусмотренную на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, граждане имеют возможность сообщить об известных им фактах коррупции (в том числе анонимно), а также обратиться за разъяснением интересующего вопроса, подать заявление, предложение, жалобу.
Ответственность за совершение коррупционных деяний
В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.
Утверждён действующий перечень коррупционных преступлений:
- хищение путём злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
- легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретённых преступным путём, совершённая должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2 и 3 статьи 235 УК);
- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 424 УК);
бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 425 УК); - превышение власти или служебных полномочий, совершённое из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 426 УК);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
- получение взятки (статья 430 УК);
- дача взятки (статья 431 УК);
- посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
- злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершённые из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455 УК).
УК устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
Текущее состояние коррупционной преступности в Могилёвской области
На территории Могилёвской области в 2017 году 124 лица привлечено к уголовной ответственности, 60 должностных лиц осуждено к реальному лишению свободы.
Наибольшее количество лиц, совершивших преступления, выявлено в сферах сельского хозяйства — 32, промышленности — 25, государственном управлении — 22, ЖКХ — 14, строительстве — 13, торговле — 12.
В отдельных случаях коррупционная составляющая фактически напрямую перекладывается на граждан, часть из которых этого даже не подозревает.
В сфере сельского хозяйства получили распространение факты хищения путём злоупотребления своими служебными полномочиями, а также искажения реальных показателей о производственной деятельности сельхозорганизаций с целью демонстрации положительных результатов.
Выявлялись факты нарушения государственными должностными лицами ограничений, установленных для них законодательством о борьбе с коррупцией.
В прошедшем году выявлены грубые нарушения законодательства при реализации государственных программ, факты неэффективного использования выделенных бюджетных средств, что создаёт коррупционные риски.