"На Дне Воли переживали из-за проверок". Как многодетная мама продает картошку фри из фудтрака
Светлана Шпилевская всегда была активной девушкой. Во время первого декретного отпуска сдала на права, выучила английский. После второго декрета задумалась об открытии своего дела. «Зачем мне на 200% выкладываться на кого-то, если можно на себя?» — задает риторический вопрос она. По случайности ее друг занялся ремонтом фудтраков, а муж на тот момент уже много лет импортировал в Беларусь картофель фри. Так многодетная мама стала владелицей небольшой сети передвижных точек, где готовят и продают это блюдо. Как белорусы реагируют на людей, которые перекусывают на ходу, и почему девушки справляются с работой в фудтраке лучше мужчин — в материале AFISHA.TUT.BY.
«В первый раз вышли на работу, и тут же — санслужба»
В свое время Светлана Шпилевская училась на экономиста в БНТУ, потом получила степень MBA, работала финансовым менеджером в европейской компании. Впервые об открытии своего дела задумалась, когда родились близнецы. Мальчишки часто болели, и мысль о больничном в полтора месяца, пока переболеет вся семья, загоняла в тупик.
— Открывать салон красоты, как часто делают девочки, мне не хотелось. Я в этом не эксперт. Я была уверена, что моя «тема» придет ко мне сама. Так и получилось: друг стал покупать старые фудтраки (кафе-фургоны с мобильной кухней. — Прим. TUT.BY), переделывать их, а я заставляю их «работать» — отстраиваю бизнес-процессы.
Брать кредит на запуск бизнеса Светлане не пришлось: с покупкой нужного оборудования (фритюрницы и прочее) помог муж.
— Я получила беспроцентный кредит благодаря своему семейному положению, — шутит собеседница. — Работаю, отдаю эти деньги. Затраты были небольшими — около тысячи долларов.
Вопрос, что именно Светлана будет продавать из фудтрака, не стоял. Компания ее мужа уже 20 лет импортирует в Беларусь картофель фри из Европы. Да и диссертацию она защитила по теме «Стратегия продаж картофеля фри в системе HoReCa», учась при этом в свое время на кафедре экономики и управления на транспорте.
— Все сложилось: мои способности, природные данные, образование, опыт. Я углубилась в вопрос, узнала, что такое глубокая заморозка. А настроить все процессы, четко поставить задачи для меня не в новинку.
Весь прошлый год Светлана активно работала. Первым мероприятием, куда приехал ее фудтрак, был фестиваль авиационного спорта «Пронебо».
— Продавцы впервые вышли на работу, и тут же — проверка. Санслужбы заходят внутрь, проверяют санкнижки. Настоящее боевое крещение. Но когда закончился фестиваль и мы посчитали выручку, очень воодушевились. Потом было ужасное падение: за участие в фестивале, это был A-fest, просят много, а отдача маленькая (проблему плохих выручек точек на фудкорте на A-fest мы затрагивали в этом материале. — Прим. TUT.BY). Но по финансовым показателям выступили не хуже других из-за того, что место на фудкорте у нас было а-ля кусты и стоимость участия была ниже, чем у тех, кто был в хороших местах и не смог отбить даже взнос.
«Если в Минске едят на ходу, люди думают, что человек невоспитанный»
Светлана продает тот же картофель, что импортирует ее муж. Какой именно сорт ее компания закупает, не рассказывает: коммерческая тайна.
— Имея доступ к производителю и мониторя новинки, я могу что-то выбирать первой. Это хотя бы какое-то подспорье, чтобы иметь преимущество.
— Картофель — это высокомаржинальный продукт?
— Я бы сказала, что сегодня маржинальность средняя. Из-за конкуренции рынок удерживает цену, даже если повышается цена в закупке.
Цена за 200 граммов картофеля фри по-бельгийски в BulbaFrites — 5 рублей. Светлана говорит, что если посчитать стоимость 100 граммов, то это даже дешевле, чем в больших фастфуд-сетях.
— Обратите внимание, что ни в одном фастфуде не пишется граммовка. Визуально вам кажется, что картошки достаточно. Но порции обозначаются как «маленькая», «стандартная», «большая». Это все хитрости маркетинга и не более того. Может быть, это и дороговато для обычной жизни — 5 рублей за 200 граммов картошки. Но для фестиваля это нормальная цена.
Владелица бизнеса рассказывает, что они могут фасовать порции по 200, 400 и 800 граммов. Однако иногда могут убрать из меню не только 800-граммовые порции, но даже и 400-граммовые.
— Так было с Vulitsa Ezha, это вынужденная мера. Ведь человек одной порцией наестся и больше ничего не захочет купить. А это фестиваль еды и гости должны попробовать все.
— Сформирована ли в Минске культура быстрого перекуса?
— Я считаю, что нет. Наши люди в этом плане снобы. Из нас брызжет желание кого-то порицать. Идешь ты, ешь на ходу, а о тебе думают: «Какая-то невоспитанная пошла». Но мне кажется, что надо быть проще и уметь радоваться за других. В Европе урбанизация на другом уровне, и поесть на ходу — это необходимость, и времени, чтобы размышлять, кто и что о них может подумать, у европейцев нет.
«На Дне Воли очень переживали из-за проверок»
Одним из последних мероприятий, где стоял фудтрак Светланы, был День Воли у Оперного театра 25 марта. Светлана признается, что заработать на празднике удалось хорошо: взнос за участие был символический. Но в какой-то момент у точки образовалась очередь: большинство гостей просили 400-граммовые порции, а мощностей, чтобы обслужить всех быстро, не хватало.
— Мне было абсолютно все равно, какие политические взгляды у наших покупателей. Для меня это были просто голодные гости. Думаю, даже сами организаторы были удивлены тому, что получится просто хороший городской праздник.
Единственное, команда очень переживала из-за проверок.
— Всегда можно найти, к чему придраться. А накануне, за неделю, на мою личную почту от Энергонадзора пришли памятки, как что должно быть с электрикой. И я поняла, что к организации подходят очень серьезно.
Светлана говорит, что проверок она не боится и к вопросам правильности оформления документов, соблюдения санитарных норм и прочих нюансов относится строго.
— Организаторы мероприятий уже знают: если зовут меня, то все будет аккуратно, как у девочки: документы — в порядке, безопасность — в порядке. Все будет вкусно. Все-таки мужчины по-другому к этому относятся.
Так сложилось, что среди сотрудников Светланы тоже практически одни девушки.
— Хоть это и не женский бизнес: носиться с проводами и переключателями, всегда иметь под рукой контакт электрика на любом мероприятии. Но парни при наплыве посетителей теряются, девушки в этом смысле более многозадачны и работают тремя руками, понимая друг друга с полуслова.
«Я просила у старшего сына разгрузить с папой машину и сваливалась спать»
Светлана считает, что сегодня бренд BulbaFrites достаточно узнаваем среди тех, кто интересуется городской жизнью. Каждые выходные она получает как минимум несколько звонков с вопросами, где можно встретить их фудтрак. За год работы, говорит собеседница, она набралась столько опыта, будто работает в этой сфере уже 10 лет.
— Работаю на износ и не получаю зарплату. Почему? Я вижу результат, вижу, как мое дело живет. На сегодня я почти рассчиталась со всеми долгами, могу за счет оборотов инвестировать в машину, платить людям зарплату. Но главное — сеть контактов. Нас узнают.
Тяжелым временем после быстрого старта и входа в рынок стала зимовка. Все-таки фудтрак — бизнес сезонный. Зимой важно было сохранить команду, поэтому участвовали в некоторых фестивалях, на которых почти не зарабатывали.
В этом году в городе будут работать четыре фудтрака BulbaFrites. К концу сезона их станет пять.
— Даже если я в прошлом году не сама стояла за прилавком, я все равно топталась вокруг машины. Потом приезжала домой, говорила старшему: «Леша, разгрузите с папой машину», — и сваливалась спать. Моя загруженность помогла отстать от него и дать ему повзрослеть. Ведь часто мамам тяжело отпустить своих детей.
А вот младшие дети, которые заканчивают первый класс, и вовсе рады новой маминой работе.
— Им нравится, что почти каждые летние выходные они на какой-то тусовке. Муж приезжает вместе с ними на фестиваль, а они довольные. Они меня, как и я их, ругают, если я сижу в телефоне. Правда, я там по работе отвечаю на вопросы в инстаграме, но им это пока непонятно. Зато когда считаем выручку, они говорят: «Мама, ты заработала столько денег, ты такая богатая!». У них есть понимание, что мама сильная.
В этом сезоне фудтрак будет постоянно стоять на Октябрьской улице, ведутся переговоры о работе на фудкорте фестиваля «Рок за Бобров» и множестве других мероприятий.
— В этот сезон я вхожу подготовленной, с багажом, знаниями и опытом. План мероприятий расписан на все лето, подсчитаны обороты. Моя цель отладить работу так, чтобы ко мне подошли как-нибудь и спросили: «А вы франшизу продаете?».