Колхоз - дело добровольное, но корову все равно заберем
12.04.2018 20:24
—
Разное
На встрече с журналистами госСМИ глава Беларуси согласился с тезисом, что частная собственность имеет преимущества перед государственной: «Свое всегда эффективнее, чем колхозное».
Фото: https://pixabay.com
Действительно ли народ мешает Лукашенко покончить с колхозным строем?
А нежелание дать волю частникам глава Беларуси объяснил тем, что народ к этому сам не готов, анализирует zautra.by
— Если вы это хотите, я приму решение за день. А вы этого хотите? Ладно, хотите. А вы к этому готовы, вы это можете осуществить, вы это выдержите или нет? — вопрошал Лукашенко.
Так нужна ли народу частная собственность на землю?
Кадыров: В некоторых районах очереди из желающих получить землю
Экс-директор НИИ земледелия Михаил Кадыров уверен, что дело здесь не в белорусском народе, который якобы не желает становиться частником на земле.
— А что, кто-то проводил глубокие социологические исследования в каждом районе Беларуси о том, сколько там есть желающих стать фермерами? — задается вопросом эксперт.
По мнению Михаила Кадырова, в Беларуси таких людей хватает.
— Есть, например, Пинский район — там очередь из желающих получить землю, — отмечает эксперт. — Люди, которые проработали в Польше наемными рабочими у фермеров и научились вести хозяйство, просят по 5-10 гектаров земли, чтобы выращивать ту же клубнику. Им зачастую не надо никакой поддержки — дайте только землю, — говорит эксперт.
Конечно, такая ситуация наблюдается не везде. Многое зависит от края.
— Где-нибудь в Витебской области, где все заброшено, где можно наблюдать, что собой представляют колхозы, таких желающих существенно меньше, — отмечает Михаил Кадыров. — Бывает, что люди ничего даже взамен не требуют, так и там не дают. Вот в Кобрине мужик 7 ноября вышел с плакатом: «Землю — крестьянам! Когда?» Так его судили, до инсульта довели, а он просил всего лишь 3 га земли.
Чтобы люди хотели стать фермерами, они должны иметь и государственную поддержку.
— В Польше, если молодой человек желает стать фермером, ему сразу дают разовую помощь 12 тысяч евро. Потом к тому месту, где находится его усадьба и земля, будет проложена асфальтированная дорога, за государственный счет ему поставят ветряк. То есть вся инфраструктура поддерживается государством, — поясняет эксперт.
По словам экс-директора НИИ земледелия, в Беларуси довольно много бедной земли, на которой не может быть прибыльным крупнотоварное хозяйство. Однако среди этой земли есть хорошие участки, которые подошли бы для фермерства.
— Раздать их под фермерские хозяйства, и пусть бы выращивали там самые разные культуры. Так нет же. Стоят эти хозяйства уже десятилетиями убыточные, — отмечает Михаил Кадыров. — Для фермерства нужна добрая воля и внятная и четкая позиция государства по оказанию поддержки. Чтобы фермер не был изгоем в государстве, а являлся таким же равноправным хозяйствующим субъектом на земле, как и крупнотоварное хозяйство.
По мнению эксперта, Беларусь вполне могла бы воспользоваться польским опытом, отдав 1,5 млн гектаров на мелкое фермерство. Это значит, по 5-10 гектаров на хозяйство.
По данным Белстата, в Беларуси на 1 января 2017 года было зарегистрировано 3168 фермерских хозяйств, из них активно работают 2700. Количество работников в таких хозяйствах 9346. Доля же их продукции общем объеме продукции сельского хозяйства не дотягивает и до 2%.
А между тем, развитие фермерства в Беларуси могло бы стать эффективным инструментом снижения безработицы, способствовать развитию экономики и повышению уровня жизни белорусов, считает Михаил Кадыров.
— Если из имеющихся 1600 крупнотоварных хозяйств отдать под фермерство 200-300, да еще и бедную землю, у нас может появиться 100-150 тысяч фермеров. Пусть каждый из них еще возьмет 3-5 наемных работников. Это же будет 750 тысяч человек трудоустроено! И не надо им ехать гастарбайтерствовать в Россию. Это же гораздо лучше будет, если люди останутся на своей земле, со своей семьей, здесь будут жить и платить налоги.
Злотников: Дело не в народе, и даже не в Лукашенко. К изменениям не готова элита
Экономист Леонид Злотников считает, что не народ выбирает, какую форму хозяйствования предпочесть.
— Белорусы выбрали президента, все остальное выбрал для них президент, — считает экономист. — Народ, как правило, пассивный и ничего самостоятельно не решает практически в любой стране. Да, белорусы, конечно, склонны к такому патерналистскому обществу и не бунтуют против колхозов. Но погоду в стране делает элита. Политическая, культурная и прочая. Дело не в народе, и даже не в Лукашенко. К изменениям не готова именно она, — отмечает эксперт.
Леонид Злотников
Даже те слабые рыночные преобразования, которые начинались ранее, сегодня свернуты.
— Еще раньше Лукашенко говорил: да, мы идем к рынку, но к рынку нельзя идти быстро, потому что народ будет страдать, это тяжелый переход. Но два года назад он заявил: пока я буду президентом, буду сторонником плановой экономики. Вот и весь рынок, — отмечает эксперт.
Он предлагает взглянуть на историю.
— И окажется, что народ делает только социалистические революции — за это он будет бороться и даже воевать. Но чтобы народ буржуазную революцию сделал — я такого еще не слышал. Не надо преувеличивать значение народа, — считает Леонид Злотников.