10 правил поведения с заболевшим ребенком
Любящие родители могут сформировать у ребенка установку «Не будь здоровым». Это утверждение только на первый взгляд кажется неправдоподобным и парадоксальным, а для психологов оно давно не новость. Так, от поведения взрослых зависит не только скорость выздоровления ребенка, но и то, как часто у него будут возникать проблемы со здоровьем. О том, как правильно вести себя с заболевшими детьми, чего избегать и что пресекать, порталу www.interfax.by рассказала медицинский психолог Надежда Георгиева.
1. Относитесь к болезни ребенка как к неприятному, но заурядному событию
– Болезнь ребенка для близких, особенно тревожных мам и бабушек, нередко сравнима с чрезвычайным, весьма огорчительным происшествием. Однако для растущего организма знакомство и борьба с разнообразными бактериями, вирусами и микробами неизбежны и жизненно необходимы: благодаря этим процессам у ребенка формируется иммунитет.
Поэтому инфекционные болезни, с которыми сталкивается большинство детей раннего и дошкольного возраста, лучше воспринимать как своеобразную тренировку иммунной системы – трудную, может быть изнурительную, но несомненно полезную. А вот стерильные условия для здоровья ребенка вредны, для профилактики заболеваний достаточно соблюдать обычные правила гигиены.
2. Не демонстрируйте ребенку свою тревогу и страх
– Каким бы серьезным ни оказалось заболевание или травма ребенка, постарайтесь сохранять по крайней мере видимое спокойствие. Бледная от страха, трясущаяся в панике или рыдающая мама пугает малыша еще больше, чем врач со шприцем в руках. Если родитель боится, ведет себя непривычно или плачет, ребенок воспринимает это как сигнал: происходит что-то из ряда вон выходящее. Маленький человек может решить, что именно он стал причиной нехарактерного поведения взрослого, и эта мысль способна вызвать у него чувство вины. Поэтому своими тревогами и опасениями делитесь только со специалистами, а с ребенком держитесь молодцом.
3. Обращайтесь к врачам, которые вызывают доверие
– Долг родителей – обеспечить ребенку профессиональное лечение, наблюдение и уход. При любых симптомах для постановки диагноза и назначения лечения больного малыша обязан осматривать доктор. Никакой народной медицины, бабушкиных примочек, консилиумов мамочек-форумчанок или «У соседского мальчика было то же самое», только врач-специалист! – настаивает медицинский психолог Надежда Георгиева.
Человек в белом халате, которому вы доверяете здоровье ребенка, не должен вызывать сомнений в своей профессиональной компетенции. Не нравится врач в местной поликлинике – ищите специалиста в другом медицинском учреждении, подключайте к поиску друзей и знакомых.
4. Объясняйте ребенку необходимость тех или иных медицинских процедур и манипуляций
– Если ребенку предстоит неприятная процедура (укол, забор крови, постановка катетера и др.), взрослому, во-первых, необходимо сохранять спокойствие, во-вторых – в доступной форме объяснять, что происходит и для чего это необходимо. Например: «В твой организм попали плохие бактерии, их нужно победить. Врач знает, как это сделать. Для начала важно посмотреть, как твой организм борется с бактериями, не нужна ли ему помощь. Для этого через пальчик позовут твоих помощников, а потом посмотрят на них в микроскоп. Я буду рядом, буду держать тебя за ручку, а ты, мой смелый герой, справишься со всем, я знаю!».
5 – 6. Придерживайтесь привычного режима дня и не нарушайте установленных запретов и ограничений
– Заболевшего ребенка взрослые, как правило, окружают повышенной заботой, ему больше разрешают и позволяют, легче прощают проделки, реже наказывают. Дети быстро смекают, что болезнь может быть безотказным способом получить нечто желаемое, но труднодоступное в здоровом состоянии (внимание родных, дорогие подарки), пытаются с помощью болезни избежать стрессовой ситуации (выступление перед аудиторией, контрольная, экзамен). Это грозит возникновением серьезных психосоматических заболеваний, вплоть до рака.
О вторичной выгоде от болезни впервые заговорил Зигмунд Фрейд, подразумевая под ней бессознательно приобретаемые и извлекаемые из заболевания преимущества. Предотвратить возникновение этого опасного психологического феномена помогут привычный расклад жизни семьи и соблюдение ранее принятых запретов.
Так, ребенка, вне зависимости от состояния здоровья, желательно укладывать спать в установленный час (исключения – особые случаи: высокая температура, рвота и др.). Если ребенок привык пользоваться компьютером 30 минут в день, то в дни нездоровья это ограничение должно действовать. Если родители не позволяют ему пить колу в обычном состоянии, то и в период болезни напиток должен быть под запретом. В семье, в которой воспитываются несколько детей, очень важно уделять внимание не только заболевшему ребенку, но и здоровым, желательно в обычном для них объеме.
7. Сделайте игру союзником в борьбе с болезнью
– Игра для ребенка занятие понятное и приятное, от которого он редко отказывается, даже при плохом самочувствии. Призовите на помощь фантазию: предложите малышу не горький сироп, а волшебное средство, которое позволит ему стать сильным или превратит в отважного героя. После того как ребенок выполнит вашу просьбу, обязательно похвалите его.
8. Подводите ребенка к мысли, что быть здоровым лучше, чем болеть
– Редко болеющие люди смогли убедить свое бессознательное в том, что здоровье лучше болезни. Как сформировать эту установку у ребенка? Красочно и четко описывайте преимущества здоровья и невыгодность болезни («Выздоравливай, и мы с тобой пойдем в зоопарк, посмотрим, как дела у медвежат») и, не предлагая готовых решений, позвольте ребенку самому сделать вывод, который станет его внутренним убеждением.
9. Сохраняйте самообладание при непослушании ребенка
– Бывает, что в период болезни ребенок много капризничает, шалит, перестает слушаться, отказывается принимать лекарства – в этом случае стоит задуматься о том, какие ошибки в своем поведении вы допускаете. С непослушанием и своеволием необходимо бороться, однако ни в коем случае не с помощью криков или физических наказаний, – предупреждает психолог Надежда Георгиева. – Насилие над ребенком травмирует его не до конца сформировавшуюся психику и нервную систему. Кроме того, насилие порождает у маленького человека злость, с которой ему трудно справиться, и возникает замкнутый круг: ребенок шалит – вы злитесь – наказываете ребенка – ребенок испытывает негативные чувства и снова начинает шалить в отместку и т.д.
С ребенком любого возраста важно разговаривать, как с равным. Доброжелательно и доступно объясняйте малышу, что вас огорчает или не устраивает в его поведении, предлагайте вместе найти способы достичь мира между вами. Если капризы и шалости ребенка раздражают вас до такой степени, что вы легко выходите из себя, срываетесь на крик или поднимаете на него руку, стоит обратиться к психологу или неврологу, пропить курс успокоительных.
10. Минимизируйте стресс у ребенка, попавшего в больницу
– Госпитализация – это резкая смена привычной обстановки, уклада жизни и даже для взрослого человека является тяжелым стрессом. Поэтому, если ребенка направляют в больницу, сделайте все возможное, чтобы быть рядом с ним. Чем младше ребенок, тем важнее обеспечить совместное пребывание. Школьника старайтесь навещать как можно чаще.
Позаботьтесь о том, чтобы в больнице у ребенка были какие-то привычные, любимые вещи, игрушки, книги. Поддерживайте ребенка психологически, разговаривайте с ним, планируйте, что будете делать вместе после выписки, и обязательно выполняйте свои обещания. Благодаря этому ребенок начнет чувствовать и понимать, что он в безопасности рядом с вами, что болезнь и больница – это временно.
– Здоровья вам и вашим детям! – желает читателям www.interfax.by психолог Надежда Георгиева.
Беседовала Ирина Барейко