Нужен ли новый формат «Чернобыльскому шляху»?
11.04.2018 09:42
—
Разное
До традиционного «Чернобыльского Шляха» остается чуть более двух недель. В Мингорисполком подана заявка на проведение мероприятие. Столичные власти пока думают: разрешать или не разрешать. Справедливости ради отметим, что в новейшей истории разрешение на проведение «Чернобыльского шляха» выдавалось чаще, чем скажем на День Воли. Однако это в последние годы не прибавляет ему массовости.
В нынешнем году представители семи организаций, входящих в оргкомитет по проведению «Чернобыльского шляха» пошли традиционным путем, предложив столичным властям разрешить мероприятие по маршруту: Академия Наук – Парк Дружбы народов. Но после Дня воли возникает вопрос: нужен ли новый формат этой акции и если да, то какой? На эти вопросы мы попросили ответить известных в Беларуси людей.
Александр Класковский, политолог:
-- Надо признать, что в этом году заявка уже подана, формат акции, если ее разрешат, будет таким же, как и всегда. Единственная интрига заключается в том, разрешат ли власти проведение митинга на площадки у Академии наук. В этом году, я бы не стал ждать «переформатирования» «Чернобыльского шляха». Скорее всего, все пройдет по старому сценарию – с трафаретными выступлениями лидеров оппозиции, которые, если говорить откровенно, мало кому интересны. Если сравнивать прошедший День Воли и грядущий «Чернобыльский шлях», то апрельская акция, на мой взгляд, станет явным откатом назад – и в количественном и в качественном смысле. Мало кому нравиться ходить на площадь Бангалор, поэтому, не исключаю, что участников акции будет в разы меньше, чем на День Воли.
Если отвечать на вопрос, нужен ли новый формат «Чернобыльскому шляху», то отвечу утвердительно. На месте организаторов я бы не стал отбрасывать в сторону вариант с проведением концерта-реквиема. Такое предложение, напомню, звучало от организаторов Дня Воли. Но о новом формате «Чернобыльского шляха» можно будет говорить в лучшем случае через год.
Владимир Некляев, член Белорусского национального Конгресса:
-- Понимаете, есть традиции, продиктованные временем. Чем моложе традиция, тем проще ее изменить. К сожалению, «Чернобыльский шлях», стал нашей традиции. Появилась необходимость его отмечать. Мы отмечаем его так же, как т Рождество или Пасху – то есть каждый год. Только с разным настроением.
Я бы не стал настаивать на том, что это должна быть акция с митингом в центре белорусской столицы. И сейчас объясню почему. Абсолютно понятно, что «Чернобыльский шлях» -- акция скорби и подгонять ее формат под прошедший День Воли, было бы неправильно. Кстати, если говорить о месте проведения прошедшего Дня Воли – площадка возле Оперного театра в Минске, то и здесь по сути ничего нового – все это было лет 20 назад -- в том же месте и по тому же поводу. И прошло это равно так, как проходят праздники, организуемые Александром Лукашенко, например, по случаю 3 июля – с песнями и торговыми палатками с шашлыками.
Но я йчас не об этом. Возвращаясь к «Чернобыльскому шляху» скажу, по большому счету здесь не так важен маршрут и формат. Здесь важно другое.
Например, я, бы очень хотел видеть на этой акции представителей действующей белорусской власти. Потому что именно от них сейчас зависит, как решается и решается ли вообще, эта страшная беда, с которой нам всем жить еще очень и очень долго. Наша страна в лидерах по онкологическим заболеваниям. Особенно это касается онкологии крови или щитовидной железы. Мы умираем от этого. Для того чтобы процесс этот, если не победить целиком, а хотя бы уменьшить, нужны средства. Гораздо большие, чем на проведение парадов. Где их брать? Вот на этот вопрос и должна отвечать власть, хотя бы раз в год, хотя бы во время «Чернобыльского шляха».
Юрий Губаревич, лидер движения «За свободу», один из заявителей «Чернобыльского шляха»:
-- В этом году акция пройдет по традиционному маршруту. Нужен ли новый формат? Он будет и в этом году: мы планируем установить информационные стенды, которые будут посвящены экологическим проблемам в разных регионах Беларуси – от Островца, где строят АЭС, до Бреста, где возводят аккумуляторный завод. Мы пытаемся искать новые форматы, новые подходы. Но надо ведь, различать и поводы. Я бы не стал сравнивать День Воли и «Чернобыльский шлях». Если в первом случае, это национальный праздник, то во втором – национальный траур, национальная трагедия. Зачем превращать «Чернобыльский шлях» в карнавал? Так и напишите, карнавала не будет…
Олег Волчек, заместитель председателя Белорусской социально-демократической партии (Грамада):
-- Я убежден, что этой акции давно нужен новый формат, ведь «Чернобыльский шлях» -- это национальная трагедия Беларуси. Раз уж исторически акция имеет в своем названии слово «шлях», то шествие необходимо. Это, во-первых.
Во-вторых, мы же чего хотим? Мы хотим, чтобы об этой беде знало, как и можно больше белорусов. А для этого, мероприятие должно привлечь внимание. Мне не очень нравится, что конечным маршрутом акции из года в год становится Парк Дружбы народов – место на отшибе белорусской столице. Для того, чтобы внимание к акции было повышенным проводить ее нужно в центре – площадок и площадей хватает. Но организаторы, почему-то даже не попытались попросить такое место для проведения траурного митинга.
Старый формат «Чернобыльского шляха», на мой взгляд, себя исчерпал. Нужно искать новые подходы для проведения акции. Привлекать экологов из-за рубежа. Ведь Чернобыль – не белорусская, это европейская, если не мировая проблема. Еще одним направлением для работы я вижу ликвидацию «экологического нигилизма» у людей. Что мы знаем о Чернобыле? Что мы знаем о последствиях этой аварии. Равным счетом -- ничего. И это через 32 года после трагедии. Поэтому, упор бы я делал на информирование людей. Не на лозунги, а на информирование.
Но беда в том, что вот сейчас мы с вами поговорили, о том, нужен ли «Чернобыльскому шляху» новый формат и все. Поверьте мне, тема уйдет, ровно на год. А для того, чтобы этого не случилось, подобные акции, связанные с информированием о последствиях той аварии должны проходить, хотя бы раз в квартал. И проводить их должны, как представители власти, так и оппозиция. Как раз таки здесь, интересы политических оппонентов должны совпадать. Чернобыль – не тема для политических спекуляций. Вопрос ведь стоит ребром: что мы все вместе делаем сейчас для того, чтобы о Чернобыле в Беларуси помнили и через триста лет…