История частно-государственного партнерства: «Вместо того чтобы получить проект мирового уровня, чиновники не дают ему развиваться „в интересах государства“» (видео, 17 фото)
Где-то в параллельной реальности такие истории легко решаются в суде. Но в нашем бизнес-море гуляют неожиданные ветра. За последние месяцы в СМИ появилось много информации по поводу амбиций частных акционеров борисовского завода «Полимиз». Они хотели многого, но теперь им сохранить бы управление своим активом. Нынче за всеми их доводами и словами одна цель — рассказать о конфликте с госорганами. «Такова их тактика», — говорят сами госорганы и молчат, порождая кучу справедливых вопросов.
Одну сторону в конфликте представляет Виталий Шишло, первый заместитель директора «Полимиза», фактически член группы инвесторов и акционер. В роли управляющей компании выступает «Аль Систем», которая также руководит другими бизнесами (продовольственный, грузоперевозки, розничная торговля). Названия этих компаний Виталий предпочитает не упоминать, чтобы лишний раз не привлекать к ним внимание. Потому что неизвестно, чем закончится конфликт «Полимиза» с КГК.
«Мы готовы открыть мировые рынки»
— На «Полимиз» мы пришли в 2012 году, купив контрольный пакет акций у физлиц. Цена вопроса? Около $2 млн.
— Чьи деньги?
— Группы партнеров из Беларуси. Никакого российского капитала здесь нет (как и любого иностранного). «Полимиз» — крупный игрок на рынке упаковки. Но, когда мы стали его акционерами, завод делал молочную пленку и стаканчики для сметаны. С тех пор линейка расширилась в два раза. На столько же вырос оборот. У нас по-прежнему работает 340 человек и одна из самых высоких зарплат в Борисовском районе — 927 рублей в среднем по итогам прошлого года. 70% продукции идет на экспорт.
Забегая вперед, отметим: «Полимиз» на самом деле выглядит живее некоторых. Работники на месте, производственные бобины с пленками крутятся, товар отгружается в разные страны.
— У нас изначально была идея заняться производством наноматериалов. Но IT в Беларуси поддерживают, а инновационное производство материалов — нет, — констатирует Виталий Шишло.
Неученому журналисту остается верить презентационным папкам и на слово, но Шишло утверждает, что его компания фактически готова к открытию «голубого океана»:
— Мы видим будущее без пластика. Сегодня завод производит минеральные пленки, в составе которых мел, тальк, доломит, глина и другие материалы. Это позволяет достигать биоразлагаемости материала, что официально подтвердили исследователи БГТУ. Такие материалы исчезнут в природе за несколько лет. В мире подобные технологии довели до производства единицы компаний: например, немецкий холдинг с оборотом почти в €1 млрд (RKW Group) и маленький, никому за пределами СНГ не известный «Полимиз» из Беларуси.
Назвали минеральную пленку «умной бумагой». «Ум» заключается в том, что бумага запоминает сгибы формовочной машины на производстве и не разворачивается. В общем, вы наверняка покупали пачку творога или масла и не знали, что он упакован в «умную бумагу». По словам Виталия Шишло, «Полимиз» работает со всеми молочными производителями Беларуси.
— Еще запатентовали искусственную фольгу — такого в Европе почти никто не делает. Обычно упаковка для масла выглядит как: внутри фольга от «Русала», снаружи бумага. Мы придумали по-другому: на минеральную пленку наносится слой такой же минеральной фольги, где только 0,01 грамма алюминия. По потребительским свойствам она не хуже, но стоит намного дешевле.
Из последних разработок — съедобная пленка. До продаж руки пока не дошли, говорит руководство завода, но перспективы — фармакология, бакалея и так далее.
В общем, заряженные патентами и идеями, инвесторы удвоили «Полимиз» и решили двигаться вширь: «Белсвязьстрой», «Минсктелекомстрой» и «Альбертин». Все эти предприятия в конечном итоге делают упаковку. Но вдруг возник барьер — «интересы государства».
Интересно? Интересно! (А на самом деле нет)
Далее история развивается по словам Виталия Шишло. Других источников нет.
— Я поехал в Гродненский облисполком. Объясняю там: у нас есть технологии для слонимского завода «Альбертин», который до сих пор выпускает серый картон, как для папок «Дело», и продает его условно по рублю. Мы при помощи своей технологии можем довести этот макулатурный картон до белого цвета, повысить его водопрочность, заламинировать и продать, условно говоря, по три. Доход делим с заводом 50/50. Беларусь сейчас покупает такой картон (для блоков сигарет, например) дороже. Чиновник говорит: идея хорошая. И отдает в «Беллесбумпром» для оценки. Там говорят: однозначно нет.
Приехали к директору «Альбертина», говорим: давайте развиваться. Поставим ламинатор, вложим миллион евро, но как акционеры получим два места в наблюдательном совете для контроля за инвестициями. Он отказался.
К тому времени «Аль Систем» успела купить 3,5% акций «Альбертина» у физлиц.
— Наблюдательный совет «Альбертина», подконтрольный директору, забил тревогу и обратился в облисполком. Те разбираться не стали: пусть Комитет госконтроля занимается. КГК обратился в Минфин, после чего движение акций было заблокировано.
С тех пор прошло больше трех лет. В конце прошлого года Верховный суд после примерно годовой тяжбы блокировку снял, признав право миноритариев на продажу акций.
— Блокировка была снята не сразу и примерно на 10 минут. Потом на основании нового письма от КГК Департамент по ценным бумагам Минфина снова поставил блок, — рассказывает Виталий Шишло.
Одновременно с этим «Аль Систем» решает строить завод по производству наноупаковочных материалов, но снова натыкается на барьеры. А в начале этого года получает факс.
— Решением Борисовского райисполкома (на основании письма из КГК) в наш («Полимиза») наблюдательный совет назначено четыре человека от представителей государства (из них двое — от «Беллесбумпрома» — какое отношение концерн имеет к «Полимизу»?!). То есть облисполкому «подарили» 0,15% акций. На этом основании государство получает столько мест, что может поменять директора. При этом «золотая акция» была отменена в 2008 году.
Виталий Шишло интуитивно приходит к тревожному прецеденту.
— Понимаете, что это значит? Вы можете национализировать любое частное предприятие в Беларуси. Для этого достаточно получить в подарок одну акцию через какое-нибудь подставное лицо — и дальше действовать «в интересах государства».
Шишло говорит, что решение по наблюдательному совету будут оспаривать в суде, потому что «все акционеры возмущены».
— Вы будете после такого вкладывать свои деньги? Посмотрите ответ Минэкономики. Как это понимать? Идет вразрез, но законно…
«В интересах государства мы не расскажем, что это значит»
— Если убрать эмоции, знаете, в чем смысл? У нас сотрудники проверяющих органов могут ничего не объяснять. Просто говорят: «В интересах государства», — и закрываются грифом «Для служебного пользования». Акции заблокированы уже три года. Неужели это недостаточное количество времени, чтобы разобраться, какие интересы государства нарушены? И кто их нарушил? Большая проверка со стороны КГК у нас была в 2014 году. Результаты их устроили. Мы могли бы даже оспорить один небольшой штраф, но не стали: все-таки проверка должна же закончиться каким-то взысканием.
Если бы мы что-то нарушили, уже давно приняли бы меры — разве не так обычно происходит?
Дальше немного теории заговора, где все нечестные, а «Аль Систем» — молодцы. Но в вакууме информации со стороны госорганов больше ничего не остается, кроме как слушать бизнесменов и верить им.
— Рынки в Беларуси все поделены и работают так, как нужно. Система работает. Мы же уходим от полиэтиленов и начинаем применять минеральное сырье. Это вызывает отторжение. Потому что существуют привычные производства и налаженные системы закупок. Никто прямо об этом не говорит. Нам в лицо улыбаются: нет претензий, завод работает (речь об «Альбертине». — Прим. Onliner.by) и работает, ничего менять не хотим. Нас понимают только те, кто хочет понимать. Например, Банк развития готов прокредитовать строительство нового завода на $25 млн, но земли местные власти нам не дают. Вместо этого придумывают страшилки про потенциальный разгон сотрудников на «Альбертине». Хотя мы хотим не стоять на месте, а дать толчок развитию производства.
Королевство кривых зеркал какое-то. Может быть, государство не заинтересовано, чтобы здесь появлялись крупные частные компании? Получается так. Пока ты мелкий — окей. Но с амбициями и масштабированием — идите отсюда.
«Если ничего не решится, страна потеряет перспективное производство»
«Аль Систем» шумит и теперь предпочитает общаться с журналистами, а не с чиновниками.
— Мы ни с кем не дружим, не ходим на поклон и предлагаем только экономически обоснованные проекты. У нас международный проект. Мы «умную бумагу» уже продаем Epson. Теперь мы рассматриваем Польшу и Россию как варианты для переезда. Но для этого надо бросить все здесь. Разве так правильно? Это вопрос великой идеи.
Поэтому продолжаем рассчитывать на строительство нового завода после решения президента. Иначе мы чиновников не переделаем.
Не мешайте — вот одна просьба. С банками проблем нет: они дают свои деньги, потому что видят перспективу. Остальные — нет, только помехи каким-то «государственным интересам».
Комментарий «Беллесбумпрома»
— Предприятие «Альбертин» должно развиваться, но с благонадежными и чистыми во всех отношениях партнерами. «Полимиз» мы таким партнером не считаем ввиду его действий, судя по тому, как они брали доверенности у пенсионеров для управления предприятием (Виталий Шишло утверждает, что покупать акции частники начали еще в 2014 году — в то же время получили и палки в колеса, а собирать доверенности — в 2017-м, когда это было последней возможной мерой повысить свое влияние. — Прим. Onliner.by). Плюс результаты их проверок многочисленными органами говорят о том, что «Полимиз» не очень надежный партнер. Существует риск для трудового коллектива. А мы заинтересованы в том, чтобы он был сохранен, чтобы предприятие работало стабильно.
По итогам 2017 года завод сработал очень хорошо по всем показателям социально-экономического развития. У них есть планы, в том числе при поддержке международных фондов. Предприятие развивается. Выходить на какой-то проект с сомнительным партнером… Зачем рисковать?
Если бы «Полимиз» ранее исполнял свои обязанности честно и в срок, мы бы смотрели на это по-другому.
Получите комментарий в КГК, у них есть информация по поводу результатов проверок. На основании этих данных мы считаем «Полимиз» ненадежным партнером.
Комментарий Комитета государственного контроля
— Мы не готовы комментировать деятельность частных акционеров «Полимиза».