В Минском велосипедном обществе рассказали, каких изменений велосипедистам ждать в новом сезоне
Весь апрель в Беларуси проходит акция «30 дней на велосипеде» — всемирный вызов-обещание каждый день месяца хотя бы немного ездить на велосипеде. О том, каких изменений в инфраструктуре и ПДД велосипедистам ожидать в этом году, а о каких — пока что только мечтать, GO.TUT.BY поговорил с Евгением Хоружим, членом правления Минского велосипедного общества.
Что изменится в велосипедной инфраструктуре Минска
— Заводской и Ленинский районы собираются сделать мост для велосипедистов и пешеходов через Свислочь, который связал бы Серебрянку с Чижовкой. Велодорожка продлится от нынешнего разворотного кольца в сторону парка 900-летия Минска. Уже, по крайней мере, ведутся работы по проектированию.
В Заводском районе довольно массово начинают ставить велосипедные крытые гаражи: обсуждаем, как сделать их более функциональными, потому что они не очень удачной конструкции.
Больше из конкретных инфраструктурных перемен назвать нечего. Например, в прошлом году речь шла о появлении официальной велоразметки на широком проспекте Дзержинского — но в ГАИ все-таки пришли к выводу, что рисовать дорожки на тротуаре почти всегда бессмысленно и вредно, поэтому больше так не делают. С другой стороны, вдоль Дзержинского не такой большой трафик пешеходов и широкие тротуары — так что большой необходимости в выделении именно велодорожки нет. Кроме узловых и узких мест: перекрестки, зоны остановок и так далее — но это не решается просто краской. Зато, например, сделали наземные переходы над свежепостроенными подземными: на Космонавтов и Ежи Гедройца.
Разрешат ли велосипедистам ездить по проезжей части и не спешиваться на переходах
— Мы ждем анонсированных изменений в ПДД, где наверняка будут нововведения для велосипедистов. Среди того, что мы предлагали ГАИ — возможность переезжать на велосипеде регулируемый переход со скоростью пешехода. Наверняка в правилах должны появиться электрические велосипеды: сейчас они в «серой» зоне и непонятно, что с ними делать. Еще предлагали ввести несколько дополнительных знаков дорожного движения, которые бы позволили более гибко организовывать движение велосипедистов.
Конечно, нам бы хотелось, чтобы что-то изменилось с движением по проезжей части: может быть, на местных улицах, в местах с ограничением скорости. На улицах с усадебной застройкой заставлять людей ехать по тротуару — как минимум, глупо.
Что касается проекта по введению велосипедной полосы на проезжей части, то на улице Веры Хоружей столкнулись с тем, что нужно делать комплексную реорганизацию и пешеходного, и велосипедного движения с открытием наземных пешеходных переходов. Это довольно большой проект, и пока что его поставили на паузу. Сейчас прорабатываем другие варианты улиц, где идея реализовалась бы.
Какие перспективы у городского велопроката
— К сожалению, все еще непонятно, кто и как это будет делать городской автоматизированный велопрокат. На данный момент есть две инициативы. Одна — одного из крупных бизнесов, надеюсь, что к следующему году что-то у них получится.
Город хочет велопрокат, но Мингорисполком пока не готов вкладывать в него бюджетные деньги. А с точки зрения бизнеса проект неприбыльный. Судя по исследованиям, большими получаются капитальные затраты: на покупку велосипедов и станций, если прокат станционный. Потом, в ходе работы, расходы технического обслуживания более-менее окупаются за счет платы за поездки — но прибыли обычно не остается.
При этом велопрокат — это элемент городского транспорта, а значит, по стоимости должен быть доступен для горожан. Если держать эту планку доступности, то из проката не получится коммерческого предприятия.
Что хотелось бы изменить
— Сейчас город понимает, что рисование дорожек на тротуарах ни к чему хорошему не приводит. Видите, сколько конфликтов между пешеходами и велосипедистами! Это ведь участники городского движения с разной скоростью. И если мы говорим про велосипед как про транспорт, то у него все-таки должна быть своя территория. Чтобы велосипедист мог с комфортной скоростью и без лишних остановок двигаться по городу. Мы сейчас много работаем с «Гордорстрой» (это заказчик проектов реконструкций улиц), чтобы знать, какие велодорожки и где проектируются. Пытаемся разобраться, почему даже те велодорожки, которые появляются, не очень хорошие. Например, развязка Филимонова и Независимости: доходит до абсурда, велодорожка обрывается в метре от пешеходного перехода, на котором нарисован велосипедный переезд.
Есть проблема со съездом с Немиги на велодорожку вдоль Свислочи. Раньше он был, а в ходе реконструкции Зыбицкой его демонтировали. Хотя поток там большой: летом — больше 100 велосипедостов в час. Все едут по пандусу для мам с колясками, инвалидов, а это тоже постоянные конфликты.
Проезд от конца велосипедной дорожки возле аквапарка за МКАД — только накатанная тропинка. А хочется, чтобы выезд из города был оформлен официально.
И будем прорабатывать маршрут вдоль Степянской водной системы: разбираться, где необходимо капитальное строительство, а где можно обойтись простыми мерами.
Фото — участников акции «30 дней на велосипеде»