В Британии уравняют среднюю зарплату женщин и мужчин. Как это работает?
В четверг, 5 апреля, истек срок, к которому все крупные и средние компании Великобритании должны были предоставить информацию о том, сколько они в среднем платят женщинам, а сколько — мужчинам. Многие из них этот процесс затягивали как только могли. Утром самого последнего дня сведения о зарплатах обнародовали более тысячи предприятий, то есть примерно одна десятая от общего числа.
Речь идет о фирмах, в которых работают более 250 человек. Имеющаяся статистика оказалась довольно невеселой: 78% предприятий платят мужчинам в среднем больше, чем женщинам; 13% говорят, что платят женщинам больше; только 8% утверждают, что гендерной разницы вообще нет никакой.
Надо отметить, что британское правительство серьезно подошло к проблеме. Работодателям пригрозили, что если те не сподобятся предоставить необходимые сведения, то им могут грозить огромные штрафы. Или не огромные. В официальном предупреждении появилось несколько туманное определение: «юридические действия и штрафы неограниченного размера».
Не все так просто
А вот здесь требуется небольшое пояснение. В гендерном зарплатном неравенстве существуют две стороны одной медали.
Первая — это равная оплата за равный труд. Под этим имеется в виду, что и мужчины и женщины должны получать строго одинаково за одинаковую же и работу. Это требование прописано в законе, принятом в Британии еще несколько десятилетий назад. Тут нарушения все равно, конечно, случаются, но ущемленные работницы могут оспаривать дискриминацию в судебном порядке, что многие с успехом и проделывают.
Совсем другое дело — гендерный разрыв в оплате. Здесь речь идет о сравнении средних показателей. Математически это вычисляется предельно просто: берем всех женщин, складываем их заработную плату, а результат делим на число сотрудниц. То же упражнение проделываем с мужчинами.
Собственно говоря, единственное, что это демонстрирует, так это то, что мужчины в большинстве своем занимают более высокие посты с более высокими зарплатами, нежели их коллеги противоположного пола.
Банкиры против горняков
Результаты этих сравнений оказались, с одной стороны, довольно очевидными: самый большой разрыв в средней заработной плате продемонстрировали финансовые компании (в том числе хедж-фонды и прочие банки), а также строительные фирмы.
Последнее, кстати, совсем не удивляет, женщин на стройках по-прежнему работает существенно меньше, чем мужчин, а занимаются они, главным образом, секретарской и подсобной работой — хотя, конечно, не все.
Минимальный же разрыв показали фирмы, занимающиеся предоставлением домашней рабочей силы, горничных там, сиделок и так далее.
И — хотите верьте, хотите нет — вот вам самый неожиданный результат: средняя женщина в горнодобывающей промышленности получает существенно больше среднего мужчины.
Это можно объяснить только тем, что если женщина и оказывается в непосредственной близости от шахты, то заниматься будет, скорее, маркетингом или финансами, а вот в забой, скорее всего, не полезет. А администрирование на высоком уровне оплачивается куда лучше физического труда.
А зачем что-то менять?
Ни для кого не секрет, что до тех пор, пока работодатели — причем любые, идет ли речь о государственных предприятиях или частных, — могут платить кому-то меньше, они будут это делать.
Принять на работу женщину на одну и ту же должность с мужчиной, а платить ей при этом меньше, незаконно. А вот если назвать ее должность по другому, хотя бы чуть-чуть, то — все в порядке: ни один трибунал по труду не подкопается.
Собственно говоря, все это — секрет полишинеля, о котором всем нам и так прекрасно известно. Так зачем же было тратить деньги, требовать сбора данных и стращать компании штрафами и другими юридическими мерами?
Все очень просто. Представьте себе, что некая молодая женщина заканчивает какой-нибудь прекрасный университет, причем по результатам курсовых работ и экзаменам оказывается в числе лучших из лучших. Именно за такими потенциальными сотрудниками и охотятся престижные фирмы. Именно на них — вне зависимости, кстати, от половой принадлежности — и базируется их конкурентоспособность и благосостояние.
И вот такая талантливая выпускница посмотрит на опубликованные гендерные данные — и не пойдет на работу ни в банк HSBC, где средняя разница в зарплате мужчин и женщин составляет 59% (а когда речь идет о премиях — то и все 86%), ни в инвестиционный банк Goldman Sachs, где разница в 56% (и 72% премиальных соответственно).
Не пойдет она даже во французскую косметическую фирму L’Oréal, которая зарабатывает в основном на женском стремлении к красоте, а вот платит своим сотрудницам существенно меньше (разница в средней зарплате 55,5%, а по премиям — 67,7%).
Но если вы уже собрались злорадно спросить, мол, «и куда она, такая талантливая, денется?» — то ответ как раз довольно очевиден.
Все компьютерные гиганты, включая Facebook, Amazon, Apple и Microsoft, платят своим сотрудницам практически столько же, сколько и сотрудникам — и вовсе не исключают их из списка топ-менеджеров.