Новаторы: белорусы придумали по-настоящему фантастический костюм – как будто из сериала «Черное зеркало»
Вместе с Samsung CityDog.by запускает проект «Новаторы» – о том, как люди и компании прямо здесь и сейчас делают вещи, которые уже меняют весь мир.
– Пау! Вы видели, как я его? В этот раз даже отдача от револьвера не помешала!
Мы сидим в светлом офисе у метро «Інстытут культуры», пьем кофе и уже добрых полчаса со смехом наблюдаем за парнем в странном костюме, похожем на водолазный. Он хаотично двигается, пригибается, временами смешно покрикивает и, наверное, видит перед собой целую свору негодяев, которых увлеченно старается перестрелять. Вот и очередной виртуальный противник повержен.
– Егор, может, уже хватит?
– А что, пора? Я бы из этого костюма никогда не вылезал, – снимает VR-очки геймер и пытается сориентироваться уже в этой, не такой красочной и динамичной, реальности.
– Это нормально, – улыбается Денис Дыбский, маркетинговый директор компании «Тесласьют», к которой сегодня мы и пришли в гости. – Я свой первый костюм не мог снять, кажется, часа четыре. Согласись, такого перед монитором не почувствуешь.
История Teslasuit – того самого костюма, в котором сейчас стоит Егор и который совсем скоро полностью перевернет игровую индустрию, – началась семь лет назад. В то время совсем юные Сергей Хурс и Роман Александрович работали над 5D-кинотеатром и параллельно вдохновлялись фильмами о погружении в виртуальную реальность вроде «Газонокосильщика» и «Матрицы». Именно тогда ребята и подумали, что будет круто сделать костюм, который сможет передавать человеку виртуальные ощущения.
Это звучало как что-то совершенно нереальное. И вряд ли тогда кто-то мог подумать, что буквально через несколько лет в эфире Discovery с помощью их творения передадут первые в мире трансатлантические объятия.
«Мы как будто обсуждаем новую серию “Черного зеркала”!»
– Изначально создавать «умный костюм» было решено с применением электростимуляции, – объясняет Денис. – Эта технология уже давно используется в медицине для восстановления после травм и поддержания мышц в тонусе. Но, оказалось, она способна и передавать ощущения из любой искусственной среды.
Все достаточно просто. Сигнал от мозга – это не что иное, как электрический сигнал. Мы подменяем его сигналом от электрода – и так имитируем ощущения. Да, есть и другие производители костюмов виртуальной реальности, но они используют вибрацию, ультразвук и экзоскелеты. Все это зарубежные компании – в Беларуси мы единственные, кто занимается подобного рода вещами. И единственные в мире используем для этого именно электростимуляцию.
В костюм встроены четыре системы. Обратная связь на основе электростимуляции передает уведомления от костюма к человеку. Система захвата движения оцифровывает движения человека и моделирует виртуальную модель его положения (такое часто используется для анимации человекоподобных персонажей в киноиндустрии). Система температурного контроля отслеживает температуру тела, а биометрическая система снимает показатели ЭКГ, считывает состояния мышц, а в недалеком будущем даже сможет определять чувства человека по разности электрических потенциалов на поверхности кожи. Для чего все это? В первую очередь для гейминга.
– Изначально костюмы создавались именно для игровой индустрии. Почему? Все просто: передача ощущений в играх – это то, чего хочет каждый геймер. Почувствовать, что в тебя прилетела стрела, дотронуться до виртуальной стены – все это реально в нашем костюме уже сейчас, и это изменит игровую индустрию полностью, – удивляет нас Денис. И перед нами живое подтверждение его словам – все еще не отошедший от эксперимента геймер.
– А то ли еще будет! – продолжает удивлять нас Денис. – Скоро технологии костюмов смогут оставить в прошлом линейные сюжеты с ограниченным набором концовок – и это действительно невероятно. Только представьте: ход игры подстраивается индивидуально под каждого геймера, исходя из его ощущений. Одни технологии считывают сигналы с кожи, другие преобразуют сигналы из мозга, третьи замеряют пульс – и, к примеру, если ты не слишком напрягался, то тебе усложнят задачу. Нестандартная механика, которая среагирует на поведение геймера, заставит его возвращаться в игру снова и снова – и это выводит игровую индустрию на совершенно немыслимый уровень.
– Да мы как будто обсуждаем одну из серий «Черного зеркала»!
– Нам часто такое говорят, – смеется Дыбский. – Мы, по правде говоря, и сами не до конца понимаем, насколько прорывные технологии создаем.
«Хайпанули и собрали дрим-тим»
А вот крупные мировые компании, кажется, вполне осознали потенциал небольшой белорусской компании. Благодаря «успешно заваленному» краудфандингу, по итогам которого из 250 тысяч фунтов удалось собрать всего порядка 35 тысяч, ребята, по их словам, «не слабо хайпанули».
После приглашений на BBC, CNET и того самого эфира с объятиями из Лондона в Сан-Франциско на Discovery их буквально засыпали предложениями о сотрудничестве и партнерстве. Так небольшой стартап из 10 человек вырос почти до 60. А в команду подтянулись бывший финансовый директор компании Take-Two (та самая, что владеет правами на выпуск игр от RockStar, в том числе на GTA), бывший генеральный менеджер по XBox из Microsoft, специалист по безопасности беспроводных сетей с четырьмя бестселлерами и другие именитые сотрудники. Дрим-тим, не иначе.
– В 2017-м мы открыли этот офис в Минске, – показывает нам помещение Денис. Тут и там стоят манекены в обтягивающих костюмах – выставка футуризма, не меньше.
– Сейчас наше рабочее пространство занимает почти весь этаж. Здесь у нас и лаборатория, и дизайн, и маркетинг – в этом офисе создается сам продукт. Небольшой административный офис у нас в Бресте, а головной, где сидят все топ-менеджеры, находится в Лондоне. Скоро мы собираемся открыть еще один офис в США. Начинаем со Штатов, потому что оттуда идет самый большой интерес и самые крупные компании и инвестиции тоже там. Так что наш основной рынок – это именно Америка, Западная Европа и в дальнейшем Азия.
С середины сентября планируем наладить массовый выпуск костюмов, а продажи уже распланированы больше чем на год вперед – мы видим просто дикий спрос. А на потребительский рынок собираемся выйти через три года: к этому времени такие костюмы будут доступны всем, и стоить они будут в районе игровой приставки.
Teslasuit беспроводной, подключиться к нему можно с компьютера. К тому же сейчас мы разрабатываем приложения для мобильных. Так что довольно скоро можно будет подключиться к костюму со своего телефона и, например, почесать себе спину (смеется).
Костюм улучшит результаты тренировок, поможет восстановиться после травм и даже даст антицеллюлитный эффект
Изначально Teslasuit позиционировали себя как костюмы виртуальной реальности, но сейчас называют их «умной одеждой». И начинают говорить о более масштабном развитии технологий не только в игровом русле, но и в других направлениях. Одно из них – спорт и фитнес-тренинг. Тигран Мелик-Касунов, заведующий лабораторией физиологии питания и спорта Института физиологии Национальной академии наук Республики Беларусь, считает, что потенциал костюмов в этом направлении чуть ли не больше, чем в гейминге.
– Думаю, в нынешней форме и воплощении самые большие шансы на успех у тесласьют именно в спортивной сфере. Тут у него действительно очень большой потенциал. Во-первых, костюм позволяет мониторить огромное количество показателей: ЭКГ, пульс, сатурация кислорода. Это очень важно, ведь сбор физиологических данных позволит контролировать процесс тренировки и подсказывать, все ли в норме.
Кроме этого, костюм действительно сможет обучать. Система захвата движений будет учитывать каждую позицию, сравнивать ее с эталоном и подавать сигнал, если человек что-то делает не так. Конечно, он не сможет заменить настоящего тренера, но для самостоятельных занятий это отличный вариант. Помощь в правильной постановке движений поможет и в профессиональном спорте. Например, в гольфе даже минимально неправильная позиция очень сильно влияет на результат. А костюм позволит довести нужные движения до автоматизма значительно быстрее.
Электростимуляция уже сейчас используется в тренировках для стимулирования конкретных групп мышц. В перспективе костюм сможет подкачивать мышцы, задействованные недостаточно хорошо, и тем самым увеличивать эффект от упражнений.
– Более того, с помощью электростимуляции мы можем дополнительно напрячь мышцу, при этом не увеличивая вес предмета, – просто подавать сигнал сильнее обычного, – добавляет Денис. – Такая технология дает прирост 30% к эффективности тренировки, это уже протестировано и доказано.
Обучающий эффект костюма, оказывается, можно применять не только в спорте. Поэтому еще одно направление, где компания собирается применить свои технологии, – промышленный корпоративный тренинг. На индустрию онбординга – вовлечение новых сотрудников в рабочие процессы – только в США сегодня тратится 47 миллиардов долларов в год. И, как считают эксперты, скоро это тоже перейдет в виртуальную реальность. Там сотрудники будут отрабатывать все ручные действия и технику безопасности до автоматизма – и, придя на свое реальное рабочее место, сразу же приступать к обязанностям. Тут опять же пригодится система захвата движений: костюм даст уведомление, если человек что-то делает неправильно, и подскажет, как надо.
Как выясняется, тесласьют может использоваться в таком большом количестве направлений, что разработчики и сами пока не могут перечислить все сферы, в которых будут применимы их технологии.
– Огромное количество университетов уже запросили у нас наборы для разработчиков: они хотят понимать, как работает электростимуляция в долгосрочном использовании. Особенно заинтересованы физиологи: для них системы с обратной биологической связью – это вообще очень крутая вещь, – говорит Денис.
Это подтверждает и Алла Молчанова, заведующая лабораторией модуляции функции организма Института физиологии Национальной академии наук Беларуси.
– На мой взгляд, тесласьют вполне может быть применим в медицине. В частности, в целях стимуляции мышц и нервов при реабилитации после травм и заболеваний. Электростимуляция переносит электрический ток с какими-то заданными характеристиками к телу человека – и заставляет мышцу сокращаться, приводить ее в тонус и даже снижать боль.
На самом деле эта технология применяется в физиотерапии уже давно, но костюм сможет вывести ее на новый уровень. В нем человек не лежит, а воспроизводит реальные движения, задействуя и здоровые мышцы. К тому же он позволяет комбинировать электростимуляцию с тепловым воздействием: в клинике на это ушло бы куда больше времени и усилий – а тут нужно просто надеть и подключить. Думаю, в перспективе костюм сможет применяться и для электрофореза. А еще интересный факт для женщин: мышцесокращение ведет к улучшению контура кожи, так что при желании тесласьют можно использовать даже для антицеллюлитного эффекта (смеется).
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by, Teslasuit.
*ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910