Председатель советского кооператива: «Мы искренне переживали за свой дом»

Источник материала:  
06.04.2018 10:53 — Разное

Какие вопросы решал председатель советского ЖСК? На что жаловались жильцы кооперативов? На эти и другие вопросы «АиФ» ответил читатель нашего издания Иван Емельянович ГАЛУЗА, который с 1972 по 1987 годы был председателем столичного ЖСК №33.

Что почем

Немного истории. Кооперативная квартира в СССР большинству населения была не по карману. Причем  даже на вступление в жилищно-строительный кооператив существовала очередь. При этом пайщики кооператива теряли право на получение бесплатного жилья от государства.

По окончании строительства дома квартиры распределялись между очередниками, которые продолжали выплачивать взносы до полного возмещения. В некотором смысле это было похоже на современную ипотеку, однако с важным отличием: не было грабительского ссудного процента.

Председатель советского кооператива: «Мы искренне переживали за свой дом»
Фото: АиФ

Иван Емельянович Галуза женился в 1969 году, в 1970 году родился ребенок. И сразу же семья стала в очередь на кооперативную квартиру. Вопреки мнению, что вступить в ЖСК было не так просто, да и не каждой советской семье было по карману такое жилье, Ивану Емельяновичу удалось попасть в кооператив. Он написал заявление в исполком, принес документы о составе семьи.

Вступительный взнос в ЖСК составил 20 рублей, паевой взнос платился один раз - 11 рублей.

Семье Галуза кооперативная квартира обошлась в сумму около 6500 рублей. Первоначальный взнос - 2946 рублей. Ссуда давалась на 15 лет. Ежемесячно за «трешку» семья выплачивала около 22 рублей.

Кстати, кооперативный дом построили за два года: в конце 1972 года семья вселилась в новенькую трехкомнатную квартиру. Даже по тем временам это было очень быстро. Зачастую люди, вступив в кооператив, ждали своего жилья гораздо дольше.

Решал проблемы сам

Иван Емельянович в те годы работал в Минском государственном профессионально-техническом училище №38 перерабатывающей промышленности. Там он прошел путь от мастера производственного обучения, руководителя физвоспитания до заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Должность председателя кооператива 28-летний Иван получил случайно. Неожиданно действующий председатель заболел, и парню предложили возглавить ЖСК.

К слову, в состав правления строительного кооператива входили очень грамотные специалисты: главный инженер одной из организаций, директор школы и др.

- В нашем доме 108 квартир. Среди жильцов - учителя, медработники, инженеры и рабочие,- вспоминает Иван Емельянович. - Первое, что сделал, вступив в новую должность, - переписал в тетрадку данные всех  проживающих, включая состав семьи.

Не успел новый председатель приступить к работе, как на его голову посыпались проблемы: дом был сдан с серьезными недостатками - кровля и стыки протекали. Приходилось обивать пороги разных инстанций, чтобы устранять эти недочеты.

- Это сейчас ЖСК заключает договор с ЖРЭО, которое полностью берет на себя обслуживание дома. В те годы я сам искал и нанимал на работу сантехника, электрика, уборщиц, лифтеров, - говорит Иван Емельянович.

У ЖСК, как и сейчас, был свой бухгалтер, который вел все финансовые дела кооператива: составлял смету расходов (на нужды ЖСК выделялось всего 40 рублей в квартал), начислял взносы жильцам, зарплаты председателю (40 рублей), уборщицам, сантехнику (40 рублей), электрику (20 рублей).

Мобильных телефонов тогда не было, но все равно председатель ЖСК старался быть на связи. Ведь жильцы могли обратиться с вопросами даже ночью.

- Перегорела лампочка - сразу мне звонят, затопили соседи – снова мне, - рассказывает Иван Емельянович. - Зарплата председателя была небольшой, а проблем хватало: разбивали стекла в подъездах, лампочки выкручивали. С сантехником нам повезло, а вот вся «столярка» была на мне.

Еще одна обязанность председателя советского кооператива – контроль за пропиской жильцов. Все документы Иван Емельянович заполнял самостоятельно и относил данные в милицию.

Не обходилось и без жалоб жильцов друг на друга, вспоминает Иван Галуза.

- Чаще всего люди были недовольны тем, что соседи не убирают на общей площадке. Кстати, жалоб на лай собак не было: в те годы люди  не держали питомцев в городских квартирах, - отмечает собеседник.

Не женское дело!

Иван Емельянович в должности председателя советского кооператива пробыл до 1987 года: потом ему пришлось уехать в двухмесячную командировку.

- На место нового председателя выбрали женщину, но она не продержалась долго. Все-таки не женское это дело, - уверен Иван Емельянович. - Сами посудите: рванула в доме где-то по стояку труба, затопило. К кому все бегут? К председателю! Это сейчас все просто: задвижку подвинул и закрыл. Но и это надо знать! А что может сделать женщина?

Строго по смете

Почему же сегодня у жильцов так много вопросов и претензий к председателям своих ТС или ЖСПК?

- Многие жильцы не доверяют ни правлению, ни председателю, потому что уверены, что те злоупотребляют их полномочиями и используют деньги ЖСК или ТС не по назначению. И зачастую они правы. Как этого избежать? Должна быть составлена жесткая смета расходов, утвержденная на общем собрании. И от нее нельзя отступать, только в случае непредвиденных ситуаций. Тогда правление обязано обсудить этот вопрос на общем собрании.

Сегодня председателей ЖСК все чаще ругают, мол, они наживаются на жильцах, но в советское время они действительно радели за свой кооператив.

– Не было погони за деньгами. Время другое было. Мне нравилось заниматься всеми организационными вопросами, приятно, когда в доме порядок и ты знаешь, что все-таки заслуга в этом – твоя. Здесь уже никого другого не упрекнешь, поэтому и работал на совесть!

←Опасность пивного алкоголизма

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика