О выявленных нарушениях в финансирования капитального ремонта жилого фонда
Вместе с тем, капитальный ремонт жилого фонда осуществляется на основании перспективных - на 5 лет и текущих графиков, утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами.
Основными источниками финансирования капитального ремонта и тепловой модернизации жилого фонда являются средства местных бюджетов и от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организации застройщиков платы за капитальный ремонт.
Следует отметить, что доля отчислений на капитальный ремонт жилого фонда в финансировании работ по капитальному ремонту жилого фонда значительная и, например, в Лидском районе Гродненской области занимает 50% в общем объеме финансирования в год.
До 2013 года отчисления на капитальный ремонт жилого фонда производили только граждане, проживающие в государственном жилом фонде. С 2013 года законодательством установлена обязанность уплаты отчислений на капитальный ремонт и населению, проживающему в ведомственном жилом фонде.
Согласно нормам законодательства средства от внесения плательщиками жилищно-коммунальных услуг платы за капитальный ремонт подлежат зачислению на специальные счета, имеющие режим функционирования специального счета, открытые (открываемые) местными исполнительными и распорядительными органами, либо на счета товариществ собственников и организаций застройщиков в целях аккумулирования этих средств, для предстоящего финансирования и (или) возмещения расходов на проведение капитального ремонта жилых домов.
Вместе с тем, в Гродненской области установлены случаи, когда целевые средства граждан используются не по назначению.
Так, ГУК «Гродненская облфилармония», имея на праве оперативного управления жилой фонд (общежитие на 245 человек), не производило аккумулирование средств от внесения населением платы за капитальный ремонт жилого фонда на специальном счете в банке, а целевые поступления от населения зачислялись на текущий расчетный счет, в последующем расходуя их на текущую деятельность.
В Лидском районе при наличии у двадцати организаций различной формы собственности на балансе либо во временном пользовании жилого фонда, специальный счет для аккумулирования средств, поступающих от населения на его капитальный ремонт, Лидским райисполкомом, либо этими организациями не открывался, порядок аккумулирования средств, поступающих от населения на капитальный ремонт жилищного фонда, в районе не определен.
В результате отчисления граждан, проживающих в ведомственном жилом фонде, на капитальный ремонт, имеющие целевое назначение, установленное законодательством, зачисляются (начиная с 2013 года) организациями на текущие расчетные счета и расходуются на текущие цели своей финансово-хозяйственной деятельности: выплату заработной платы, покупку сырья, оплату тепло-электроэнергии и другие, при этом большинство организаций в течение последних трех лет ремонт жилого фонда, находящегося у них на балансе либо во временном пользовании, не производило.
ОАО «Лакокраска» только в ходе проведения контрольно-аналитических мероприятий Комитетом, был открыт - 07.02.2018 в ОАО «Белагропромбанк» специальный счет для аккумулирования средств отчислений граждан на капитальный ремонт жилого фонда, на который перечислены с текущего расчетного счета отчисления граждан в сумме 23922,09 рублей.
Сложившаяся ситуация не способствует пополнению источника финансирования капитального ремонта жилого фонда и тем самым приводит к неудовлетворительному состоянию жилья, которое десятилетиями ждет очереди на капитальный ремонт, а предприятия целевые средства используют в своей деятельности как «резервный фонд».
Комитетом государственного контроля Гродненской области результаты контрольно-аналитических мероприятий направлены в соответствующие государственные органы для урегулирования данного вопроса, который оставлен в на контроле в Комитете до его полного разрешения.
Комитет государственного контроля Гродненской области.