Что изменится в школах и вузах?
ТЕСТ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
– Каким будет комплексный общеобразовательный тест, который, как планируется, будут сдавать дети за курс средней школы?
– Раньше, если мы писали в школе сочинение, то четко знали, что при поступлении в вуз тоже будем писать сочинение. А сейчас получается так: я пишу изложение, пишу контрольную работу по математике в школе, а приходя поступать в вуз, сдаю тесты – совершенно другая форма аттестации. Поэтому для нас очевидно, что форма выпускного экзамена за курс средней школы должна соответствовать форме поступления в высшее учебное заведение. Поэтому мы ведем разговор, назовем его условно, об общеобразовательном тесте. Может, это будут два теста. Сейчас эти вопросы отрабатываются нашими специалистами института развития образования, Национального института образования и академии последипломного образования вместе с педагогической общественностью. Это может появиться к 2020 году.
– Как будет меняться учебная программа в гимназиях? Насколько я понимаю, чтобы сделать ее как в обычных школах, количество часов на изучение учебных предметов будет сокращаться. Но не снизит ли это общий уровень качества образования в гимназиях?
– Это неправильная трактовка. Кстати, на республиканском педсовете как раз речь шла о том, что нужно создать равные условия, чтобы и в школах дети могли изучать дисциплины на повышенном уровне.
Сегодня в гимназиях и средних школах используются одинаковые учебные программы по всем учебным предметам. В 10–11-х классах и в гимназиях, и в средних школах предусмотрена возможность изучать учебные предметы на базовом и повышенном уровнях. Отличительной особенностью учебного плана гимназий от школы является большее количество часов на изучение иностранного языка (на 2 часа) в 5–9-х классах. И никто не планирует исключать эти дополнительные 2 часа из учебного плана гимназий.
Более того, для создания равных условий получения общего среднего образования мы планируем средним школам также предоставить возможность отводить 5 часов на изучение иностранного языка в 5–7-х классах. Кроме этого, мы расширяем возможности использования этих 5 часов для школ и гимназий: с 8-го класса они могут использоваться не только на иностранный язык, но и для изучения других учебных предметов на повышенном уровне.
Для развития способностей детей учебным планом во всех классах предусмотрены часы на проведение факультативных занятий, а также возможны занятия в объединениях по интересам (кружковая работа).
НОВЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ВУЗАХ
– Как в вузах идет работа по профилизации специальностей?
– В 2018 году планируется сократить прием по экономическим и юридическим специальностям примерно на 10 процентов по отношению к фактическому приему в 2017 году.
В то же время в новом учебном году вузы расширят палитру специальностей. Например, Белорусский национальный технический университет откроет двери для желающих получить образование по специальностям «Эксплуатация интеллектуальных транспортных систем на автомобильном и городском транспорте» и «Разработка месторождений полезных ископаемых», в Брестском государственном техническом университете открывается прием по специальности «Экономика электронного бизнеса», в БГЭУ – «Рекламная деятельность». Это, конечно, далеко не полный перечень новых специальностей. Полную информацию можно найти на официальных сайтах вузов.
ТРУД У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
– Появятся ли в старших классах уроки труда?
– С нового учебного года школам будет предоставлена возможность вводить дополнительные часы на трудовое обучение для учащихся 10–11-х классов с целью профессиональной подготовки по ряду профессий.
Нормативно, законодательно мы подготовлены к тому, чтобы не возникало вопросов, нужен ли общественно полезный труд в системе общего среднего образования. Что касается старших классов, то там мы будем делать упор в первую очередь на допрофессиональную и профессиональную подготовку будущих выпускников. Особенно это будет касаться тех, кто будет идти в общеобразовательные классы без повышенного уровня изучения тех или иных предметов. Выпускники смогут выбрать освоение какой-либо профессии, специальности, по которой смогут пойти работать, либо продолжат обучение в системе профтехобразования или среднего специального после 11-го класса. Сейчас такой нормативный документ нами отработан, это постановление правительства, которое проходит согласование со всеми заинтересованными министерствами.
ЗА КУРС БАЗОВОЙ ШКОЛЫ
– Что будет представлять собой независимая аттестация школьников за 9-й класс?
– Как один из вариантов проведения независимой итоговой аттестации рассматривается аналог республиканских контрольных работ, которые проведены в марте этого года по математике и географии. Учащиеся выполняли контрольные работы в своих учреждениях образования по текстам Минобразования, а проверку работ осуществляли независимые комиссии на районном и областном уровнях и в городе Минске.
Предполагается, что независимая аттестация по завершении обучения в 9-м классе будет введена после полного перехода на обновленный типовой учебный план общего среднего образования, который произойдет в 2019/2020 учебном году.
Напомню, что в 2017/2018 учебном году по обновленному учебному плану образовательный процесс осуществляется в 1-х, 2-х, 3-х, 5-х, 6-х, 7-х, 10-х и 11-х классах. В 2018/2019 учебном году на обновленный учебный план перейдут 4-е и 8-е классы, в 2019/2020-м – 9-е классы.
ЗАЧЕТНЫЙ БАЛЛ
– Каких новаций стоит ожидать абитуриентам-2018 и абитуриентам-2019?
– Что касается пороговых цифр приема, они уже изменены. Соответствующее постановление Министерства образования определило, какие отметки будут приравнены к неудовлетворительным по результатам централизованного тестирования в 2018 году. Так, по учебному предмету белорусский язык или русский язык неудовлетворительными будут считаться отметки от 0 до 9 баллов (включительно), для специальностей филологического профиля – от 0 до 24. По первому предмету профильного испытания – математика, физика, химия, биология – таковыми будут отметки от 0 до 19 баллов; история Беларуси, всемирная история (новейшее время), обществоведение, география, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) – отметки от 0 до 24 баллов. По второму предмету профильного испытания – математика, физика, химия, биология – отметки от 0 до 9 баллов; история Беларуси, всемирная история (новейшее время), география, иностранные языки – отметки от 0 до 14 баллов.
Если говорить в целом о правилах приема, стоит сказать, что мы сейчас выполняем поручение правительства, Администрации Президента и фактически завершили разработку проекта указа об утверждении правил приема в новой редакции. Скорее всего, большинство новаций, которые мы планируем, коснутся вступительной кампании 2019 года. Поэтому сегодня абитуриентам не стоит волноваться.