Разделяй и властвуй: как изменится медиаполе байнета после принятия поправок в закон "О СМИ"
Поправки в закон "О СМИ", которые сегодня находятся на рассмотрении в белорусском парламенте, отдадут под полный контроль Министерства информации все медиаполе байнета, с возможностью жестко наказывать за малейшую провинность.
На днях "Белорусская ассоциация журналистов" получила из парламента проект поправок в закон "О СМИ", которые планируется принять в самое ближайшее время. БАЖ готовит детальный анализ документа со своими контраргументами, но даже и сегодня понятно, что контроль за распространением в информации в байнете серьезно усиливается. При этом власти решили последовать известному в политике принципу "разделяй и властвуй".
Так поправками планируется ввести разделение интернет-ресурсов в зависимости от того, зарегистрирован ли он как средство массовой информации или нет. Процедура, как и сейчас, остается не обязательной, но если владелец интернет-ресурса принял решение зарегистрировать его как СМИ, то после регистрации такой ресурс получает статус сетевого издания. Это влечет как дополнительные обязанности, так и дополнительные права, которые, впрочем, не слишком существенны.
При этом и не зарегистрированные в качестве СМИ интернет-ресурсы останутся под жестким контролем Министерства информации. Его теперь вообще никак не избежать. Никому.
Проектом закона вводится понятие интернет-ресурса, который подпадает под действие закона и контроль Мининформа. Это «интернет-сайт, страничка интернет-сайта, форум, блог, приложение для мобильного устройства или иной информационный ресурс (его составная часть), размещенный в глобальной сети Интернет, посредством которого распространяется массовая информация». Учитывая, что из определения убрали периодичность распространения информации, то под действие закона и контроль Мининформа попадут даже банковские мобильные приложения.
Если эти изменения будут приняты, то фактически любой сайт и любое мобильное приложение, куда есть вход для посетителей и где содержится хоть какая-то информация, будет признаваться интернет-ресурсом, деятельность которого будет регулироваться, в том числе законом о СМИ.
Для таких интернет-ресурсов изменениями в закон вводятся отдельные права и обязанности. Прав всего три: собирать и распространять информацию, выражать свое мнение или суждение под своим именем или псевдонимом, а также иные права в соответствии с законодательством.
Обязанностей значительно больше. Из наиболее значимых – обязанность не допускать размещение на интернет-ресурсе информации, в том числе на форумах, без предварительной идентификации соответствующего пользователя, анализировать содержание информации, не допускать размещение недостоверной информации и информации, распространение которой запрещено. Иными словами, теперь даже на форумах нужно будет не только осуществлять полную предварительную модерацию, но и проверять всю информацию, что практически просто неосуществимо. А с учетом предусмотренных санкций проще будет все форумы закрыть.
Так важным новшеством является введение административной ответственности за распространение информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством.
Если такая информация будет распространена зарегистрированным средством массовой информации, то редакцию может ждать штраф до 500 базовых величин (до 12250 рублей).
Распространение же этой информации владельцем интернет-ресурса, то есть не СМИ, повлечет штраф до 50 базовых (1250 рублей) на физическое лицо, и до 200 базовых (4900 рублей) на юридическое лицо.
Список информации, распространение которой запрещено, планируется немного расширить.
К запрещенной информации проектом закона планируется добавить сведения о несовершеннолетнем лице, пострадавшего от противоправных действий, включая фамилию имя, отчество, фото и видео несовершеннолетнего или родителей, адрес, дату рождения и тому подобной информации, позволяющей идентифицировать несовершеннолетнего. Вся эта информации может распространяться только с согласия законного представителя несовершеннолетнего.
Под запрет попадет и информация о способах изготовления взрывных устройств и веществ, а также пропагандирующая и побуждающая к самоубийству.
Проектом закона фактически исключается всякое участие в учреждении и в руководстве СМИ иностранного элемента. Иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица больше не смогут в качестве учредителя СМИ.
Мало того, не может быть учредителем СМИ и юридическое лицо резидент РБ, в котором 20 и более процентов прямо или косвенно принадлежит по отдельности либо в совокупности иностранному юридическому лицу, иностранному гражданину либо лицу без гражданства.
После принятия проекта закона, главным редактором сможет быть только гражданин Беларуси.
Устанавливается обязанность проведения экспертизы иностранного СМИ для выдачи разрешения на распространение на территории Беларуси. Экспертизу будет проводить Министерство информации на предмет соответствия информации, размещаемой в иностранном издании, требованиям законодательства.
Иностранное СМИ не сможет получить разрешение на распространение в Беларуси при наличии материалов о пропаганде войны, порнографии, насилия, жестокости, экстремистской деятельности, использование и потребление наркотических средств, ненадлежащей рекламы, иной информации, распространение которой запрещено или доступ к которой ограничен.
В закон планируется ввести право Министерства информации на принятие решения о блокировке доступа к интернет-ресурсу. Такая блокировка может быть произведена по собственной инициативе министерства, а также по представлению госогранов и организаций, и даже по заявлениям граждан.
Доступ в интернет-ресурсу может быть ограничен, при наличии двух и более предписаний со стороны Министерства об устранении нарушений законодательства (по сетевым издания – 2 и более письменных предупреждения).
Заблокировать доступ смогут и на том основании, если интернет-ресурс не выполнил предписание Министерства информации об устранении нарушений законодательства либо выполнил, но не сообщил об этом в установленный срок.
Такая же участь может ждать интернет-ресурс (и сетевое издание), если на нем будет размещена информация, распространение которой запрещено законодательными актами либо решением суда, а также если интернет-ресурс используется для осуществления запрещенной деятельности.
Доступ может быть возобновлен по заявлению владельца интерент-ресурса при устранении нарушений, послуживших основанием для введения ограничения.