Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если родители ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.
Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Одной из причин проявления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе сверстников.
Ещё одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребёнок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих.
А какие же существуют способы взаимодействия с детьми с агрессивным поведением? Здесь родителям можно посоветовать способы по эффективному взаимодействию с ребенком:
- Постарайтесь помнить о том, что ребенок ничего вам не должен и ничем вам не обязан.
- В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять, чего добивается ребенок и почему он это делает.
- Общаясь с ребенком, оказывая на него воспитательное воздействие, помните о конечной цели ваших действий.
- Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
- Запреты и строгие требования должны касаться лишь жизни и здоровья детей, а также правил общения.
- Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
- Невозможно проявлять доброжелательность избирательно – будьте доброжелательными в отношении к другим членам вашей семьи.
- Говорите открыто, дружелюбно, искренне.
- Будьте «конгруэнтны»: ваши слова, интонации, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.
- Создайте для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.
- Воспитание на принципах сотрудничества – главное условие предотвращения появления агрессивного поведения.
Советы для родителей по преодолению собственных агрессивных проявлений в общении с ребенком:
- Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами уверенно и комфортно. Для этого проводите как можно больше времени с ребенком, слушайте его. Делитесь своим опытом, рассказывая о своем детстве.
- Следите за собой, особенно в те минуты, когда находитесь под действием стресса. При этом старайтесь не прикасаться к ребенку в моменты раздражения, отмените все совместные с ним дела.
- Если вы расстроены, ребенок должен знать о вашем состоянии. В таких случаях говорите ребенку прямо о своих чувствах и желаниях: «Я расстроена, хочу побыть одна».
- В минуты гнева сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. Можно позвонить друзьям, послушать музыку.
- Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. К примеру, не давайте ребенку играть с теми вещами, которыми очень дорожите. Управляйте своими эмоциями.
- К некоторым важным событиям ребенка необходимо готовить заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы, подготовив ребенка к предстоящим событиям. Для этого изучите силы и возможности ребенка. Если вам предстоит сделать первый визит (в дошкольное учреждение, к врачу), продумайте все заранее.
В момент агрессивного поведения можно:
- попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, расправить плечи, отжаться от пола и др.
- скомкать и разорвать в клочья бумагу, потопать ногами;
- переключить внимание на какое-либо действие, задание;
- попросить сказать себе добрые слова.
- громко спеть любимую песню.
- устроить соревнование: кто выше подпрыгнет.
- устроить «драку» на расстоянии.
- быстро стучать карандашом по листу бумаги.
- посчитать до 10.
- походить взад-вперед по помещению.
- Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
- Обнять ребенка, прижать к себе, если он капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками. Постепенно ребенок успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.
Будьте последовательны в воспитании.
Не вводите много запретов, контролируйте ребенка, но ненавязчиво. Старайтесь не повышать голос, отвечать агрессией на агрессию неэффективно. Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка – он должен чувствовать, что вы его любите и принимаете. Задача родителей – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением
Лариса ДАНИЛОВИЧ,
психолог ГУО «Костюковичский районный
центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».