Этикет в большом городе. 10 правил этикета, которые мы нарушаем чаще всего
Главная задача этикета — облегчить общение между людьми и помочь им оставить о себе приятное впечатление. Проблема в том, что правил этикета очень много. На первый взгляд, они даже могут противоречить друг другу. Как тут не запутаться и не забыть что-то? Но, как показывает практика, чаще всего мы совершаем одни и те же ошибки, исправив которые сможем поднять уровень хороших манер на новую высоту. Сегодня мы расскажем о 10 самых часто нарушаемых правилах этикета.
Об авторе:
Оксана Зарецкая — блогер, культурный эксперт, специалист по этикету. Оксана Зарецкая работала с дипломатическим корпусом в Женеве, сотрудничала с историком моды Александром Васильевым, организовывала образовательные и культурные проекты в Швейцарии и Беларуси. Оксана читает лекции по искусству и культуре на трех языках для художественных галерей и лекториев и ведет блог об искусстве и истории, на который подписано более 20 тысяч человек по всему миру.
Здороваться
Сколько раз за день вы говорите «здравствуйте»? Здороваться надо с соседями, с которыми вы столкнулись в подъезде, с продавцом в магазине, прежде чем обратиться к нему с просьбой, с людьми в комнате ожидания, куда вы зашли после всех, с коллегами в очереди в столовую, с охранником на посте охраны в вашем офисе… Не неловко отводить взгляд и молчать, уставившись в стену, а приветствовать. Это правило не касается общественного транспорта, лифтов в офисных зданиях, улицы и заведений общественного пользования: больниц, почты, магазинов и пр. Но если вы хотите обратиться к кому-то, то поздороваться надо.
Стучать в дверь, прежде чем зайти в помещение
Об этом нам говорят с детства, но мы забываем это, как только покидаем родительский дом. Сюда же можно отнести и правило спрашивать разрешения побеспокоить человека, прежде чем обратиться к нему с вопросом или просьбой. Исключение — обслуживание по очереди (электронной или живой).
Переходить на «ты»
Как бы это непривычно ни звучало, но к любому человеку с 14 лет обращаться надо на «Вы», и переходить на «ты» возможно только по инициативе старшего (по возрасту или должности). Так, например, эту просьбу может озвучить женщина в беседе с мужчиной, но не наоборот. Исключение — деловые отношения. В бизнес-практике нет гендерной иерархии.
Быть пунктуальным и обязательным
Об этих вещах даже неловко говорить, настолько они полагаются само собой разумеющимися, но скажите мне, кто хотя бы раз не сталкивался с ними? Современный мир предлагает очень жесткие условия организации рабочего расписания. Дорога каждая минута. Опаздывая, мы проявляем неуважение к своему визави. Время — это ресурс, который невозможно восполнить. Считается, что задержка в 5 минут не требует предупреждения, а вот с 15 минутами опоздания вам уже надо позвонить и извиниться. Если вы задерживаетесь больше чем на 30 минут, следует объяснить причину.
Своевременно отвечать на деловые письма и сообщения
Вам знакома ситуация, когда вы написали электронное письмо, а в ответ — тишина? Получил ли его адресат? Все ли ему понятно? Возможно, нужны пояснения или стоит продублировать сообщение? Сроки ответа в переписке зависят от конкретного вопроса, но считается моветоном откладывать его более чем на 3 суток. Если вопрос не может решиться так оперативно, то как минимум об этом надо оповестить вторую сторону, дав понять, что послание вами принято к сведению. В переписке с помощью мгновенных сообщений (Viber, Telegram, WhatsApp) ответ должен быть дан еще быстрее. Исключения: выходные, отпуск (если речь идет про рабочие каналы связи) и болезнь.
Соблюдать дресс-код
Есть два способа нарушить это правило: слишком нарядиться или наоборот — недотянуть до уровня. Чтобы этого не произошло, стоит заранее уточнять у организаторов мероприятия, какой дресс-код они предполагают. Когда сделать это невозможно, обратите внимание на программу вечера и место его проведения. Соблюдение правил дресс-кода — это проявление уважения к организаторам и другим гостям. Продемонстрировать свою оригинальность и нестандартный стиль можно и не превращаясь в ходячий эпатаж.
Не вести громкие разговоры по телефону
Сотовая связь, конечно же, сильно облегчила нашу жизнь: мы можем связаться с кем угодно и когда угодно. Но все же не стоит делать достоянием изумленной публики все подробности вашего телефонного разговора. В транспорте, очереди, в ресторане, офисе — поднимая трубку, мы должны помнить, что мир вокруг в эту минуту не растворился. Все окружающие прекрасно вас слышат, а часто еще и вашего собеседника. Говорите тише. Если это возможно, уединитесь. В конце концов, попросите перезвонить, пояснив, что вы в общественном месте. Или воспользуйтесь текстовыми сообщениями. Как видите, рецептов много.
Краситься, причесываться, поправлять одежду вдали от чужих глаз
Делать макияж в метро по дороге на работу, поправлять прическу за столом, красить губы в офисе — все это проявления невоспитанности. Любые манипуляции с внешностью — процедуры очень интимные. Их нельзя выставлять на всеобщее обозрение. Максимум вы можете промокнуть губы салфеткой за столом.
Проверять информацию
Пересказ с чужих слов о третьем лице — это сплетня. Вы распространяете информацию, в достоверности которой нет уверенности, но она может сформировать у ваших слушателей неверное впечатление или мнение. Это же касается и репостов в социальных сетях. Уточните, перепроверьте, задайте дополнительные вопросы. Передавая дальше по цепочке сплетню, вы сами же под ней подписываетесь. За это потом может быть мучительно стыдно. Старое правило этикета гласит — говорить можно только о том, в чем сами уверены.
Хранить секреты
Доверенная вам информация при вас же и должна остаться. Если хозяин этого секрета захочет поделиться ею с миром, он, и только он, имеет на это право. Может, о беременности, повышении или семейной трагедии ваша подруга не хочет сообщать всему миру? Рассказала только вам. Так и должно остаться. По гамбургскому счету, даже выкладывать в интернете личные фотографии с третьими лицами можно только с их согласия. Вам, конечно, не видится ничего зазорного в пляжном бикини коллеги, с которой вы встретились на отдыхе. Но человек может с вами быть не согласен.
Соблюдение этих простых правил позволит вам избежать самых распространенных ошибок этикета. Если вы заметили за собой что-то из перечисленного, значит, пришло время меняться. Потому что хорошие манеры, конечно, прививаются с детства, но учатся им всю жизнь.