В этом кафе деньги берут не за еду, а за сов
Марк Лобынцев — владелец первого в России совиного антикафе — рассказал «Про бизнес» о том, какие сложности могут ждать при запуске необычного бизнеса и как, потеряв на самом старте почти все, не опустить руки и открыться заново.
Антикафе — тип заведения, где посетители платят за проведенное в нем время.
— В 2015 году я, еще студент, совершенно случайно узнал, что в Японии популярны антикафе с совами. Погуглил и понял, что в России таких вообще нет. Понял, что это мой шанс сделать бизнес, и начал действовать.
О сложностях
Естественно, делая что-то впервые, сталкиваешься с самыми разными сложностями. Для меня главными стали две: найти деньги и найти сов.
Деньги на открытие занимал у родителей и других родственников, а также у друзей. Всего вложил около 600 тыс. российских рублей.
Если честно, никто не верил, что затея сработает. Но деньги все равно удалось собрать.
С совами было сложнее: нужно было разобраться, что это за птицы и как с ними себя вести. Покупали их в российских питомниках. Причем с одной птицей кафе ведь не откроешь — нужно было хотя бы 5−7.
Соответственно, надо было найти место, где их держать до открытия заведения, кормить, купать, ухаживать за ними.
Для этого мы построили сарай за городом, оборудовали его обогревателями, соорудили что-то наподобие насестов. Собственно, это и были наши первые затраты.
Потом приобрели самих птиц. Сначала брали уже взрослых особей, и было немножко страшновато столкнуться с такими существами — дикими. И вот ты в первый раз видишь эту сову, и не знаешь — что делать. Немного, признаться, падал дух в такие моменты и хотелось все откатить назад.
Потом поняли, что взрослых сов нам покупать нельзя — нужно брать только птенцов, выращивать их, приучать к присутствию людей.
Первых сов для кафе в итоге собирали где-то полгода.
Следующей большой сложностью было найти помещение, соответствующее всем требованиям. Оно должно было быть отдельно стоящим, то есть не часть жилого дома, чтобы мы никому не помешали. Чтобы его можно было разделить на зоны: одна часть, куда люди могут прийти, попить чай-кофе, другая — с совами. Разумеется, были проблемы с проверками, так как никто не знал, какие именно документы на сов у нас должны быть. Были штрафы и даже суды, в том числе с защитниками животных. Но сейчас уже все процессы отлажены.
О перезапуске
Мы запустились осенью 2016 года, и первое время, где-то 4 месяца, мы не выходили в прибыль вообще — «в ноль» в лучшем случае. И как сейчас помню, 9 января 2017 в доме, где мы арендовали помещение, прорвало магистральную трубу. И наше кафе затопило полностью. К счастью, удалось спасти всех сов. Все остальное — и техника, и интерьеры, и мебель — было разрушено.
Из бизнеса ушел мой партнер, и я остался один.
Я снова начал искать деньги, нашел. Открылся заново. И в первый же месяц вышел в плюс. Вот так и пошло все, наконец.
О финансах
Всего на запуск кафе я потратил в сумме около 2 млн российских рублей.
Сами совы очень отличаются по цене. Есть особи, которые стоят 8−10 тыс. российских рублей. А есть — и по 120 тыс.
Плюс — их содержание. Сейчас у нас 6 сов, мы тратим на них около 20 тыс. в месяц — по сути, немного. Это потому, что у нас сов много, и оптовые закупки тех же мышей им на корм обходятся дешевле.
Количество клиентов в будни бывает человек 10−20 минимум, в выходные 40−60.
Стоимость посещения варьируется от 4 до 8 российских рублей за минуту. Абонемент на месяц стоит 5000 российских рублей.
О команде и продвижении
Команда выросла, собственно, с одного человека — меня. Сейчас есть директор, администраторы, экскурсоводы (они знакомят посетителей с совами и рассказывают им о птицах), бухгалтер, SMM-специалист и системный администратор.
Мы продвигаемся в основном в социальных сетях — ВКонтакте (главная для нас), Facebook, Instagram. Платное продвижение используем только ВКонтакте — уходит около 2 тыс. российских рублей в месяц.
О планах и выводах
В планах — открытие второго кафе в Санкт-Петербурге. А в дальнейшем третьего, четвертого и так далее.
Выводов за это время я сделал огромное количество. Я думаю, что даже когда-нибудь напишу книгу, как в юном возрасте справляться с трудностями в бизнесе.
Вот основные:
- Нельзя брать в бизнес партнеров из друзей или родственников, потому что если что-то пойдет не так — ваши отношения испортятся
- Неудачи — это хорошо, это точно, потому что неудачи дают нам действительно бесценный опыт
- Нужно искать действительно лучших людей в команду. Даже если ваш бизнес — только на старте, не нужно брать кого попало
- Нельзя быть жестким управляющим, потому что негатив в коллективе сказывается на всем рабочем процессе
- Нужно быстро принимать решения и быстро осуществлять свои планы. Если пришла идея, то нужно быстро ее осуществить.