Адвокат: подсудимые потенциальных бомжей превращали во владельцев загородной недвижимости
Рассмотрение самого многоэпизодного дела о махинациях со столичными квартирами асоциальных личностей завершается. Накануне прошли прения сторон: выступил гособвинитель, адвокаты и все четверо подсудимых — с последним словом. Три адвоката просили полностью оправдать подзащитных.
Напомним, обвинительная линия следствия такова: четыре махинатора входили в ОПГ, орудовали 10 лет, оставили без квартир в Минске больше двух десятков человек, ведущих асоциальный образ жизни, и переселили их в деревни подальше от Минска. Главный в ОПГ был Виктор Колесников. А еще группа похищала двоих потерпевших и отпустила после того, как сделки с их квартирами были завершены.
Прокуратура не согласна со следствием
Во время прений выяснилось, что гособвинение посчитало некоторые доводы следствия недоказанными. Например, по версии прокурора, организованной преступной группы, орудовавшей аж 10 лет под началом Колесникова, не существовало, правда, некоторое время действовала организованная группа из Яцкевича и Вакулы. По остальным эпизодам «работала» группа лиц по предварительному сговору — причем в разных комбинациях из четырех подсудимых. С двумя похищениями обвинение тоже не согласилось, переквалифицировав на незаконное удержание.
Однако с выводами следствия, что все четверо подыскивали пьющих, слабых обещали им жилье поменьше и деньги, а потом продавали их квартиры и выселяли в деревни без «доплат», обвинение согласно.
Сроки гособвинитель запросил не малые: для активно сотрудничавшего со следствием и написавшего 9 явок с повинной бывшего агента по недвижимости Андрея Вакулы — 10 лет колонии усиленного режима с конфискацией и штрафом в 300 базовых величин, для агента по недвижимости Александра Яцкевича и бывшего агента по недвижимости Виктора Колесникова — по 9 лет с конфискацией имущества, для Глеба Михлера — семь лет с конфискацией.
Эти люди стали бы бомжами, но благодаря подзащитным стали собственниками жилья
Защитник Андрея Вакулы не согласился с прокурором по сроку наказания, отметив, что подзащитный — молодой гражданин, судимости его погашены, со следствием он сотрудничал. Адвокат попросил суд учесть чистосердечное признание в мошенничестве и оправдать по эпизоду с удержанием гражданина Полозова.
«Полозову 40 лет, здоровый мужик, а рассказывает, что его удерживают», — удивлялся адвокат.
Защитники остальных утверждали: их подзащитные вообще ни в чем не виноваты.
Адвокат Александра Яцкевича сообщила, что «в полном объеме не согласна с обвинением». И прошлась по инкриминируемым эпизодам.
Александр Яцкевич с Андреем Вакулой работали агентами по недвижимости в одном агентстве, Яцкевич действиями Вакулы не мог руководить — «Вакула сам мог кого угодно научить чему угодно».
Адвокат предложила не основывать обвинение на показаниях Вакулы — он давал слишком много недостоверных. Например, в первых явках с повинной он собирался разоблачать оборотней в погонах. Правда, проверки показали, что он просто оговорил сотрудников правоохранительных органов.
«Яцкевич обвиняется в мошенничестве, то есть в завладении имуществом граждан путем обмана и злоупотребления доверием. На мой взгляд так и не удалось установить, в чем же состояли обман и злоупотребление доверием», — заявила адвокат и напомнила, что приватизировать жилье можно было до 1 июля 2016 года. Все, кто не успевал приватизировать жилье, автоматически становились арендаторами — с обязанностью платить арендную плату. По закону арендаторы, которые не платят за коммуналку больше трех месяцев, подлежат выселению без предоставления жилья. Именно об этом рассказывал Яцкевич гражданам, — и эта информация не является обманом.
По жилищному кодексу продать неприватизированную квартиру нельзя. До июля 2016 года владельца неприватизированной квартиры, обросшей долгами по коммуналке, могли по суду выселить в помещение, худшее по метражу и качествам.
Клиенты Яцкевича, которых следствие называет сейчас потерпевшими, жили в неприватизированных квартирах, с огромными долгами по коммунальным платежам, с отключенными электроэнергией и водой, по некоторым уже шли суды по выселению. Их ждал переезд в комнату в коммуналке, которая в 2016-м году также превращалась в арендную, и в перспективе — выселение на улицу.
— Мой подзащитный Яцкевич старался оказать помощь людям, которые попали в такую ситуацию. Если бы мой подзащитный не был заключен под стражу, большинство потерпевших такими бы себя не считали! Практически все потерпевшие подтвердили, что сами согласились на отчуждение принадлежащего им помещения.
По версии адвоката, к Яцкевичу, как агенту по недвижимости, обращались люди, желавшие решить проблему с жильем. С ними оговаривались условия: квартира будет приватизирована, продана, взамен куплено иное жилье — проще и с ремонтом. Лицу, давшему деньги на приватизацию и погашение долгов по коммунальным платежам, средства должны быть возвращены. Кроме того, агентство получает свое вознаграждение за услуги. В итоге вместо не принадлежащего гражданину жилья с долгами он получал в собственность нормальных характеристик жилье без долгов в собственность.
По словам адвоката, перед покупкой Яцкевич согласовывал с потерпевшими их будущее жилище. Все всех устраивало. Но прошли годы, образ жизни граждан не изменился, детали забылись, и следователи опрашивали «потерпевших» в квартирах, которые те довели до состояния своего бывшего жилья в Минске. Некоторые, пообщавшись со следователями, «прозрели»: у них же была квартира в Минске, а теперь они на периферии, конечно, им должны были доплатить десятки тысяч долларов.
— Последствия этого уголовного дела для гражданских разбирательств по поводу признания либо непризнания сделок действительными могут быть непредсказуемыми. Если говорить, что эти потерпевшие имеют право претендовать на минские квартиры… Нужно отменять все договора, в том числе и приватизации, вселять этих граждан в арендные квартиры… Люди по-прежнему не работают, пьют — уже через три месяца у них появляется задолженность и они будут выселены на улицу.
Адвокат настаивал — в большинстве случаев Яцкевич выполнял обязательства по приобретению имущества, по передаче денег: практически все расписки сохранились. И верить гражданам, что они писали расписки о получении денег, а сами деньги в глаза не видели, оснований нет. Яцкевич остался лишь должен одному из потерпевших и своему другу — и готов был вернуть деньги в срок, но его задержали.
Вспомнили и об эпизоде с «удержанием» Татяны Г. Женщина, по версии адвоката, хотела продать квартиру, которая ей досталась в наследство. Покупал квартиру сам Яцкевич. Есть банковские документы, которые подтверждают, что он рассчитался за сделку. И затем отвез Татьяну туда, где она жила ранее и куда сама указала ее везти: к подруге на ул. Розы Люксембург. Женщина еще за продуктами зашла, чтобы с подругой отметить продажу квартиры.
Про удержание гражданина Полозова тоже припомнили. Он следователям рассказывал, что в тапках ходил в гости к соседу, мог бы обратиться к правоохранителям, если бы хотел, есть данные о том, что снимал деньги в банкоматах — что за удержание тогда было?
Адвокат просила оправдать подзащитного, и снять арест с квартиры, которую купила его жена и подарила дочке.
Адвокат Виктора Колесникова в общем позицию адвоката Яцкевича поддерживал в той части, что Вакула в явках с повинной фантазировал. Вакула «действовал» на рынке с 2003 года. В явках оговорил аж шесть сотрудников милиции, в них же назвал Колесникова руководителем ОПГ.
Адвокат отметил, Колесникову вменяется эпизод, к которому он не был причастен. Д. хотела поменять свою не приватизированную квартиру с долгами на меньшую и без долгов. Колесников выяснил, что у нее нет паспорта и попросил ее восстановить документы. Женщина получила новые документы, но услугами Колесникова не воспользовалась. Когда он ей позвонил, она уже обменяла квартиру.
Адвокат также говорил о том, что люди, ведущие асоциальный образ жизни, после бесед со следователями «узрели обман». Один из тех, кто жил в не приватизированной квартире, в долгах, и был переселен в жилье за городом, которое его вполне устраивало, спустя много лет после сделки в суде рассказывал: «а мог бы квартиру продать за 60 тысяч долларов». Он просто не может вспомнить, сколько стоила приватизация, сколько стоило погасить долги и сколько стоило жилье, которое он купил взамен.
Адвокат Глеба Михлера также попросила оправдать подзащитного по всем эпизодам. Например, его обвиняют в том, что вместе с Вакулой он завладел деньгами от продажи 40-метровой квартиры гражданина Б. в доме по ул. Мясникова. Квартира была служебной, Михлер помог с приватизацией квартиры. Продажей занимался Вакула. Гражданину Б. взамен была приобретена 32-метровая квартира на Волоха. Разница покрыла затраты на приватизацию и комиссию Вакулы, который присутствовал в сделке как агент по недвижимости.
Глеба Михлера обвиняют и в том, что он под угрозой убийства вынуждал соседку по двухкомнатной квартире отдать ему ее комнату. Женщина рассказывала следователям, что Михлер показывал ей отвертку, а еще повредил дверь в ее комнату. Адвокат Михлера отметила — Глеб предлагал соседке 15 тысяч долларов. Предлагал другие комнаты в других квартирах взамен. Но соседка была не сговорчива. Женщина просто видела отвертку в его руках и восприняла это как угрозу. А дверь в ее комнату мог повредить кто угодно — в этой квартире вообще не было входной двери, и зайти в квартиру мог любой.
Обвиняемые и последнее слово
Андрей Вакула рассказал, что вел разгульный образ жизни, но все осознал и изменился. Что в СИЗО пытался перерезать себе горло. Что медсестра рассказала, что тюрьма — это время поразмышлять, а самое большое счастье — это нянчить внуков. И это изменило его взгляд на реальность. «Я благодарен Господу, что сижу в тюрьме», — сообщил Андрей Вакула. Поблагодарил судью, назвав его «самым лучшим судьей в мире». И попросил минимальный срок.
Виктор Колесников в последнем слове был краток: «Никаких противоправных действий я не совершал, считаю себя невиновным».
Александр Яцкевич дал краткие комментарии по всем эпизодам, которые ему вменяются в вину. Рассказал, что никого не обманывал: люди знали на что идут и что получат в итоге. Рассказал, что одному из тех, кто сейчас называет себя потерпевшим, помог с приватизацией квартиры и купил жилье рядом с родителями. И претензий у него не было, пока следователи не рассказали ему, что квартира была продана за 60 тысяч долларов и ему что-то причитается. Да, он одалживал деньги, давал расписки об этом и от долгов не отказывается. Ничьими квартирами не завладевал. Никого не похищал, тем более Татьяну Г. - где взял перед сделкой, туда и отвез. Вакула, на показаниях которого построено обвинение, не может ему простить конфликт, из-за которого Вакуле пришлось уволится из агентства, в котором оба работали. Александр попросил не судить его за то, чего он не делал.
Глеб Михлер сказал, что он «в ужасе, что гособвинитель затребовал семь лет». По двум эпизодам, которые ему вменяются, не виновен. А соседке, с которой жил в двушке, предлагал обмен, и деньги. «Я человек не конфликтный и адекватный, и все решал мирным путем», — заверил Глеб Михлер судью.
Судья сообщил, что огласит приговор 2 апреля. REALTY.TUT.BY сообщит о приговоре в тот же день.