Восьмым будешь? Откуда в брестской новостройке появился "лишний" этаж
Строительная фирма в нарушение договора с дольщиками, но с одобрения властей «нарастила» жилой дом, чтобы продать дополнительную жилплощадь. Дольщики недовольны. Не добившись правды в брестских судах, они обратились в Верховный, пишет «Вечерний Брест».
Семиэтажку на улице Карбышева должны были сдать в эксплуатацию еще в октябре 2014 года. Но неожиданно для дольщиков им объявили о переносе срока сдачи на март 2015-го. Причина задержки — необходимость внести изменения в проектно-сметную документацию. Они касались переоборудования технического этажа в полноценный восьмой — для обустройства на нем художественной мастерской. 13 октября 2014 года (в последний день перед сменой мэра) Брестский горисполком разрешил застройщику — ООО «Научпром» — внести эти изменения. При этом никаких дополнительных соглашений с дольщиками, как того требует договор между ними и застройщиком, никто не заключал. Вопрос даже не был вынесен на общее собрание товарищества собственников.
В январе 2015-го, как рассказали сами жильцы, работы активизировались. И уже к весне четко стали вырисовываться контуры восьмого этажа — с большими широкими окнами и соответствующей высотой стен. Согласно документам, дом был сдан 6 апреля. Но что любопытно: официальное разрешение на переделку технического этажа в дополнительный восьмой фирма-застройщик получила от зональной инспекции Госстройнадзора в последний день марта. Без такого разрешения никакие работы вести нельзя. Получается, что по документам сооружение целого этажа здания и обустройство кровли было выполнено всего за одну неделю.
Однако вскоре после того, как дом был принят и заселен, работы на восьмом этаже возобновились. Строители приступили к сооружению внутренних стен на площади в 500 кв. метров. Тогда-то и выяснилось, что вместо художественной мастерской здесь будут располагаться… еще семь квартир, которые ООО «Научпром» намерено выставить на продажу. Соответствующее разрешение ему было выдано горисполкомом в декабре 2015 года. Согласия жильцов (читай: собственников дома) по-прежнему никто не спрашивал. Естественно, жильцы, немного оправившись от проблем, связанных с отделкой и переездом, стали обращаться в государственные и контролирующие органы. Они пытались доказать, что застройщик действует вопреки законодательству, не имея никакого права распоряжаться имуществом товарищества. В Брестском горисполкоме, однако, ссылались на то, что «Научпрому» выдано соответствующее разрешение на перепланировку подкровельного пространства. То, что он не согласовал этот вопрос с дольщиками, его трудности, а местные власти здесь ни при чем. Законность данного решения подтвердил тогда и суд Ленинского района, куда обратились с иском дольщики. «Брестский городской исполнительный комитет не нарушал законодательство в области строительства и иные нормативные акты. Регламентирующие действия местных органов власти при принятии решений о внесении застройщиком изменений в проектно-сметную документацию не предусматривают наличие иных документов, кроме заявления застройщика», — сказано в мотивировочной части решения суда первой инстанции. Согласился с такой оценкой и Брестский областной суд.
Категорически не согласны с ней, однако, сами жильцы. Обратившись с надзорной жалобой в Верховный суд РБ, они так излагают свою позицию: «Оспариваемые решения позволили ООО „Научпром“ в одностороннем порядке изменить условия заключенных договоров долевого строительства, хотя такое изменение не допускается ни законодательством, ни договором». По мнению жильцов, несостоятельна ссылка судебных инстанций на прием объектов долевого строительства (то бишь квартир) истцами и регистрация права собственности на них, а также сделанный застройщиком перерасчет их стоимости и получение некоторыми дольщиками денежной компенсации. В свою очередь сами дольщики ссылаются на устав товарищества, который требует единогласного решения ТС об изменении состава общего имущества. Иначе говоря: перевести техническое помещение в жилое, и уж тем более передать его другому собственнику, можно только на основе liberum veto — даже один голос против не позволяет принять такое решение.
По поводу денежной компенсации — вообще отдельная тема. По словам дольщиков, она оказалась… добровольно-принудительной. Без получения компенсации жильцам попросту не выдавались документы для регистрации права собственности. Фактически же фирма-застройщик использовала следующую схему. Вентиляционные шахты на кухнях и в санузлах дополнительно не обкладывались кирпичом, как того требовал первоначальный проект. В результате такой экономии во всех квартирах образовалась т.наз. «лишняя площадь» — полтора-два квадрата, за которую жильцы должны были заплатить (из расчета 1120 рублей за кв. метр). «Научпром» попросту не стал взимать с них эти деньги, которые пошли в зачет т. наз. компенсации.
Между тем факт самовольного строительства между кровлей и седьмым этажом здания зафиксирован и подтверждается заключением Департамента контроля и надзора за строительством Госкомитета по стандартизации РБ. Бывший директор ООО «Научпром» Арсенов Н.В. привлечен за это к административной ответственности.
«В связи с необеспечением надлежащего контроля за соответствием выполнения работ на объекте требованиям утвержденной проектной документации заместитель начальника Брестского зонального отдела инспекции Госстройнадзора по Брестской области Рамазанов В.А. привлечен к дисциплинарной ответственности», — говорится в заключении Департамента.
Однако же это не помешало «Научпрому» продолжить строительство под крышей не своего дома. Почему? Ответить на этот вопрос, очевидно, предстоит Верховному суду.
— В данной ситуации нет никаких нарушений с нашей стороны. На момент начала строительства (восьмого этажа. — Ред.) нами были пройдены все процедуры согласования, получены все необходимые разрешения, от горисполкома, инспекции Госстройнадзора. Были внесены соответствующие изменения в проектно-сметную документацию. То есть все было сделано в соответствии с законодательством. Что, собственно, и подтвердили решения судов Ленинского района и Брестского областного. Если бы жильцы не препятствовали строительным работам, они давно были бы завершены, и людям не пришлось бы испытывать временные неудобства. Хотя мы и так стараемся их минимизировать: в конце каждого рабочего дня проводим уборку подъездов. А с технической точки зрения перенос техэтажа никак не скажется на функционировании дома и его коммуникаций, — считает директор ООО «Научпром» Александр Поддельников.