Огненные сёстры Хатыни
75 лет назад, 22 марта 1943 года, смертоносное дыхание войны погребло под слоем пепла жителей деревни Хатынь, которая стала символом трагедии всех сожженных белорусских деревень.
В годы Великой Отечественной войны фашистские оккупанты развязали настоящий геноцид против белорусского народа. Одной из форм геноцида стало уничтожение деревень, часто вместе с населением. Более девяти тысяч белорусских деревень были ограблены, разрушены и сожжены. Население уничтожалось или угонялось в Германию. Целые районы Беларуси в ходе такой политики были превращены в зоны пустынь. Сотни деревень так и не возродились в послевоенное время.
На территории Гомельской области более 600 деревень были частично или полностью уничтожены.
К 70-летию Хатынской трагедии была создана электронная база «Белорусские деревни, уничтоженные в годы Великой Отечественной войны 1941-1944 гг.» ( http://db.narb.by.). В неё включены воспоминания спасшихся свидетелей сожженных белорусских деревень, фотографии памятников, установленных на местах трагедий. Работа по наполнению базы информацией продолжается.
По сведениям, более 80 деревень Лоевского района подверглись разрушению. Небольшая деревушка Рудня-Песочная разделила судьбу Хатыни…
До войны Рудня-Песочная состояла из 17 дворов. Жители перед войной частично переселились в соседнее село Шея. В 1943 году деревенька была полностью уничтожена карателями. По имеющимся сведениям, жители успели покинуть её до уничтожения. После войны она так и не восстановилась…
Массовые расстрелы и уничтожение населенных пунктов Лоевского района происходят в 1943 году.
В январе немецко-фашистские оккупанты полностью сожгли деревню Рудня-Удалевская. Огнем уничтожены 22 дома. Жители успели покинуть свои дома. 21 января нападению подвергся Уборок. В деревне разрушено более 30% домов, убито 10 человек. 15 мая разрушена Ястребка, в которой уцелело только 7 домов. В мае-июне были сожжены 25 из 50 домов деревни Щитцы, погибло 8 местных жителей.
Кровавые следы остались на лоевской земле после локальных карательных операций, направленных на борьбу с партизанами. Уничтожение партизанских отрядов — одна из приоритетных задач Вермахта. Но какими методами… Основной удар фашистов обрушился на мирное население. Сжигались деревни, угонялись на принудительные работы жители, разорялось их имущество, скот, сельхозпродукция.
В июне подверглись нападению деревни Восход, Лесуны, поселки Победитель и Прогресс. Каратели действовали безжалостно. Эти и другие деревни, расположенные в лесных и болотистых местах, сожжены ими дотла.
В деревне Николаевка до войны было 23 двора, где проживало 65 человек. Во время одного из карательных рейдов оккупанты сожгли 22 дома. По свидетельству очевидца этих событий, местные жители схватили солдата, который хотел поджечь последнее строение, и бросили его в соседнюю горящую избу. Всю войну на окраине деревни простоял единственный уцелевший дом — дом-символ отваги местных жителей.
В июле оккупантами полностью сожжены поселок Борец и деревни Хатки, Синск, Малиновка, Удалевка.
С осени 1943 года, когда началось освобождение Беларуси, оккупанты осуществляли политику тотального опустошения оккупированной территории — тактику «выжженной земли». В октябре-ноябре она приняла колоссальные масштабы. В армиях Вермахта создавались специальные команды поджигателей, в задачу которых входило при отходе проводить полное опустошение оставляемой территории.
В октябре были частично разрушены деревни Абакумы и Майск, в ноябре полностью уничтожен Райск, частично — Липняки.
В этом же месяце немецко-фашистскими оккупантами был сожжен н.п. Старая Олешковка. Из 110 домов уцелели только 3. По свидетельствам местных жителей, из деревни в германское рабство было угнано 250 человек, расстреляно — 89.
За время войны 25 деревень Лоевского района были сожжены дотла…
По послевоенным сведениям, жертвами варварского террора, направленного против слабых и беззащитных мирных жителей, стали более 1,5 тысячи женщин, стариков и детей Лоевщины. Более семисот человек погибли во время сожжения фашистами деревень района, около двух тысяч трудоспособных жителей угнаны в Германию.
Лоевщина сполна ощутила все тяготы военных лет.
Мирные жители находились в постоянном страхе и каждый раз, выходя из дома, не были уверены, что вернутся назад. Несмотря на трудные времена, люди мужественно боролись против карателей, защищали свои дома, свою Родину.
Память военных лет обжигает наши сердца, напоминая о священном долге — беречь мир и покой на родной земле!
Ксения Семашко,
старший научный сотрудник музея битвы за Днепр.