Эротическое кино про улиток. Разбираем фестивальный фильм с его режиссером
Две недели назад завершился 7-й фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm. Первое место конкурса занял румынский фильм «Длинная история коротко» (Long Story Short) режиссера Андреем Оланеску из Румынии. Автор фильма не успел приехать на церемонию награждения, но на днях заглянул в Минске. AFISHA.TUT.BY не упустила возможность поговорить с режиссером о том, каково это — снимать эротическое кино про улиток. А также предложила автору разобрать свой же фильм детально.
— Хочу отметить, что ваш фильм выделялся среди других своей живописностью и даже поэтичностью. Но почему улитки? Как вы выбирали «исполнителей» главных ролей?
— Наверное, начать стоит с того, что этот фильм — моя учебная работа. Я учусь на втором курсе в Национальном университете театра и кино И. Л. Караджале в Бухаресте, и этот фильм снимался для курса по озвучиванию. Задачей было передать то, что чувствует существо, когда оно влюблено. Обычная история в духе «мальчик+девочка» меня не устраивала. И тогда я подумал о Кафке и его истории про жука, вспомнил французский фильм «Микрокосмос» — и родилась идея фильма об улитках.
— Вы могли бы выбрать, например, кошек, собак, лошадей, детей…
— Да, но с улитками все намного проще! Им не нужно много места, они послушные и исполнительные. Каждый кадр я снял в моей собственной комнате. И в этом плане легче контролировать свет и «актеров».
Кстати, первоначально я не собирался снимать любовную историю. Я хотел создать сцену, в которой улитка смотрит на себя в зеркало, вот и все. Но вышло иначе.
— Где вы нашли улиток?
— В саду. Погода была дождливая, так что это не составило труда.
— В вашем фильме присутствует весь цикл романтических отношений, начиная с первой встречи и зарождения влюбленности и заканчивая бурной страстью…
— Я хочу вас немного поправить: любовь появляется не сразу. Начало фильма вполне документально и даже буднично: просто улитка в парке или где-то в подобном месте. И любовная сцена как ключевой момент фильма выделяется на этом прозаичном фоне: в ней появляются яркие цвета (в частности, оранжевый), и формы. Уже не так очевидно, где происходит действие и происходит ли это на самом деле — и в этом, по-моему, заключается сама идея любви. Идея любви, пропущенная и показанная через сознание улитки. А еще это фильм об одиночестве — как можно увидеть в последнем кадре. Сначала — много яркого света, а потом — последний кадр и улитка медленно-медленно уползает из него… Волшебство закончилось.
— Где проводилась съемка?
— Как я уже говорил, все было снято в моей комнате, прямо на столе. Его деревянную поверхность даже можно заметить в кадре, если очень постараться, и это, конечно, «ляп», но вы же не заметили, правда? Значит, все в порядке. Такая мизансцена позволила сосредоточить все внимание зрителя на «актерах». Немного травы, зеркало, свет от другого телефона, необычные ракурсы — из этого удалось сложить всю магию фильма. Думаю, большую роль в ее создании сыграла и постобработка.
— Как сложилась дальнейшая судьба участников ваших съемок?
— Я их отпустил обратно в сад. Одной, правда, повезло меньше других… я имею в виду, всего улиток было три. Вариантов финала тоже было несколько, и один из них трагический.
— Какое оборудование для съемок вы использовали?
— Фильм снимался на iPhone 7 Plus. Свет, как я уже говорил, от другого смартфона, а для создания необычных углов падения света я применял дополнительные линзы. А еще из окна моей комнаты виден закат, и благодаря этому обстоятельству удалось создать в кадре немного магии. Правда, пришлось вооружаться терпением и выжидать нужное время, чтобы добиться желаемого эффекта.
Отснятого материала было очень много, значительная часть осталась неиспользованной. Кроме того, я сильно изменил фильм в процессе постобработки. Ну и, конечно же, музыка — она очень сильно влияет на восприятие происходящего, поэтому я постарался выбрать идеальную.
— Когда вы говорите об этом, то звучит очень просто, но на самом деле все намного сложнее, не так ли?
— Всегда легче посмотреть фильм, чем его снимать. С другой стороны, с улитками работать намного легче, чем с актерами: им не нужны перерывы, еда, вода… Звук в фильме — еще одна сложная задача. Я имею в виду звуки, издаваемые улитками. Я не записывал их напрямую, а воспроизводил сам.
— Неужели?!
— Да, я использовал специальный диктофон и пытался синхронизировать движения улитки со звуками, которые воспроизводил ртом.
Что касается музыкального трека, что-то подходящее я нашел только в ночь перед экзаменом. А потом создал свою собственную музыку. Правда, ко времени фестиваля она еще не была готова, так что там звучит первоначальная версия. Но в целом вышло неплохо.
— Почему вы использовали камеру смартфона, а не профессиональную камеру?
— В первую очередь это был эксперимент. Я хотел создать киноязык с необычным «инструментарием»: улитки, камера и свет телефона… Думаю, все получилось.
— Это был первый ваш опыт использования телефона для съемки фильма?
— Да. До этого видеокамерой в телефоне я пользовался исключительно для развлечения, записей видео из поездок и т.д.
— Какую профессиональную камеру вы используете обычно?
— У меня есть Nikon, мои коллеги пользуются Canon. На большие камеры вроде Alexa я не снимал никогда.