"На сборы 10 минут". Истории минчан, у которых дорога на работу и обратно занимает до четырех часов
Александр Востриков решил, что «любимая работа лучше комфортного маршрута до офиса», и уже второй год тратит два часа на дорогу в Чижовку ради должности сисадмина. «Автомобиль? Не с моим достатком. А на велосипеде приезжаешь потный, помыться негде», — объясняет парень. Александра Купчинская каждое утро едет полтора часа в Боровляны, хотя еще пять лет назад отказалась от университета, до которого нужно было добираться полтора часа с пересадками. FINANCE.TUT.BY поговорил с минчанами, чьи рабочие маршруты занимают почти два часа в одну сторону, и узнал, как они борются с недосыпом, скукой в транспорте и опозданиями.
«Дорога до работы не превращает мою жизнь в уныние»
— Я раньше оптимистично думала: «Это же три часа в день на дорогу уходит, можно читать книги и подтягивать английский». В принципе, вначале так и делала. Но потом приоритеты сдвинулись в сторону отдыха — хочется просто посидеть, подремать, музыку послушать, — рассказывает Александра Купчинская.
Девушка работает младшим научным сотрудником в детском онкологическом центре в Боровлянах. На дорогу в одну сторону она тратит полтора — два часа и признается, что тяжелее всего добираться на работу зимой: «Люди более медлительные и неуклюжие. Плюс еще перепады температуры и вечная слякоть».
— От диспетчерской станции обычно еду автобусом до метро Восток или Московской. Оттуда на маршрутках или автобусом, выбираю по настроению. Знаю, что маршрутка придет в течение пяти-семи минут, и меня спокойно довезут без остановок. Автобус выбираю перед зарплатой или когда проездной нужно «выкатать». Еще продумывала вариант с велосипедом, но здесь идет нюанс в гигиенических моментах.
Иногда Александра вызывает такси, «по кольцу за полчаса, рублей девять-десять получается».
— Когда поздно просыпаюсь, беру машину. Или когда совсем не хочется ехать в общественном транспорте с большим количеством людей. Но я столько не зарабатываю, чтобы каждый раз так делать. Раньше ездила только на автобусах и постоянно просчитывала маршрут, чтобы не ждать долго транспорт.
Девушка говорт, что «дорога до работы не превращает жизнь в уныние».
— Курсы английского я долго искала, подстраивалась именно под вечернее время. Нашла вариант в начале восьмого, теперь занимаюсь. Но учитывая долгую дорогу и работу, единственное хобби теперь — домашний отдых. А при большом желании могу мало часов поспать, зато успеть куда-нибудь сходить или с друзьями погулять.
На утренние сборы у Александры уходит примерно 40 минут. Позавтракать она не успевает: «Жалко тратить на это время, проще позже встать и поесть на работе». Встает девушка обычно в 6.30, но если планирует ехать на машине, может поспать на час больше.
Девушка шутит, что «когда-то лень определила ее судьбу».
— Когда поступала в университет после школы, у меня был выбор: биофак, до которого ехать полтора часа с пересадками, и институт имени Сахарова, где один из корпусов находится в 15 минутах ходьбы от дома. Выбор был для меня очевиден, но ни разу о нем не пожалела.
Сейчас Александра живет с родителями и переезжать поближе к работе не планирует.
— Когда есть свой угол, ты по-другому рассчитываешь финансы. К тому же ко всему привыкаешь, просто нужно планировать свое время и учиться бодренько ездить в транспорте. Но уснуть утром — это моя обычная практика. Иногда хочется поставить будильник, чтобы не проехать место, где выхожу, и не начать эту дорожную эпопею сначала. Но как-то интуитивно чувствуется, где нужно проснуться: «Ага, вот моя остановка!».
«Часто засыпаю, особенно, когда очень устаю»
Александр Востриков живет в Военном городке и каждое утро почти два часа добирается до работы в Чижовку двумя автобусами и метро. На сборы всего десять минут — подъем в 6.50, выход в семь. «Поесть, умыться и на работу сразу. Семья военных, как-никак», — шутит парень.
Александр родом из Лиды, в Минск переехал вместе с родителями. Раньше парень трудился в мясном цеху неподалеку от дома, но надолго там не остался: «Идти было минут десять, зато работать не очень приятно — холодно, тяжело». После этого решил, что «любимая работа лучше комфортного маршрута», и уже второй год он ездит на другой конец города ради должности сисадмина.
— Хотя частенько меня спрашивают: «А зачем тебе это надо? Устройся на работу поближе». Да дело не в зарплате даже. Не сказал бы, что она самая высокая, но вполне меня удовлетворяет. Больше всего нравятся дружеские отношения с коллегами, даже с директором, а еще интересные IT- проекты
Вначале парень добирается примерно 20 минут до метро «Уручье». Следующая часть пути — сорок минут «на любимом виде транспорта» до станции Автозаводская и полчаса на другом автобусе. Упустишь нужный транспорт — ещё плюс 15−20 минут ожидания. Зимой такие пропуски особо болезненные: «Пока дождешься, на чем уехать, можно окоченеть».
— Трафик на Уручье утром очень плотный, в это время детей отвозят в школы и детсады. Можно и 30 минут добираться, поэтому иногда задерживаюсь из-за пробок. Но коллеги понимают, откуда я еду, так что за опоздания санкций нет. Автобусы тоже битком, постоянная давка рюкзаками.
В пути Александр обычно читает, решает судоку или разгадывает сканворды: «Слишком долго ехать, разглядывать людей надоедает».
— Часто засыпаю, особенно, когда очень устаю. Пару раз было, что пропускал свою остановку, и меня будили на конечной. Благо, остановка недалеко от работы находится, можно 10−15 минут пройтись.
На машине Александру ехать около получаса, на велосипеде пятьдесят минут. Но оба варианта парня не устраивают.
— Автомобиль? Не с моим достатком. А на велосипеде приезжаешь потный, помыться негде. Поэтому приходится большой крюк делать через центр и на автобусах.
«По дороге сосредотачиваюсь на том, чтобы не уснуть»
— Уехала работать в Узду после филфака, но через несколько месяцев перераспределилась и вернулась обратно в Минск. Пришло срочно искать жилье, времени на выбор почти не было, — рассказывает Галина Кравчунас. Сейчас девушка живет в Веснянке и на работу добирается тремя пересадками — всего на дорогу уходит полтора часа.
— Около моего дома до метро каждые двадцать минут ходит только два автобуса — до Немиги и до Пушкинской. Но второй вариант совсем неудобный, так как все равно нужно пересаживаться на другую ветку.
Первая часть пути, до метро, занимает полчаса. После этого девушка едет до станции Восток, там садится на троллейбус. Однако переезжать ближе Галина пока не собирается: «Во-первых, вечная морока с переездом. Во-вторых, у меня живут собака и кот, а с животными не каждый хозяин пустит в дом».
— Вначале поселилась около тракторного завода. Расположение хорошее и до работы полчаса, но беда с соседями. Поэтому решила съехать, и так оказалась на Веснянке.
Встает Галина в 6 утра, «иногда раньше, если нужно с собакой погулять». На работу она не опаздывает — «пропускная система, нельзя».
— На работу мне к полвине девятого. Я не ем, только умываюсь, курю и одеваюсь. Ложусь не очень рано, примерно в двенадцать-час. Чувствую себя хорошо, хотя один раз уснула по дороге домой и проехала свою остановку. Петляла потом по району, замерзла жутко.
По дороге девушка обычно ничем не занимается, «просто едет».
— Сосредотачиваюсь на том, чтобы не уснуть. Когда скачешь с остановки на остановку, тебе не до чтения. Это не то же самое, что сесть на один автобус и проехать полтора часа. Хотя иногда дорога становится совсем экстремальной. Однажды я ехала поздно с работы, в транспорт зашел пьяный мужик, встал рядом и попытался меня приобнять. Я его оттолкнула, а он ударил меня по руке, в которой был телефон. В итоге сломалась камера. Но это был самый дикий случай по дороге домой, — вспоминает Галина.
«Сложно быть бодрым, когда встаешь в полшестого»
— Читать по утрам я как-то пыталась, но в процессе засыпаю. Поэтому обычно слушаю веселую, бодрящую музыку, чтобы настроиться на рабочий день. Вот на обратном пути что-то смотрю или разговариваю с коллегами, иначе можно задремать и пропустить свою остановку, — рассказывает Кристина Тур.
Девушка уже два с половиной года работает агентом по регистрации в Национальном аэропорту. Живет она в Домбровке, недалеко от станции метро Спортивная, и на дорогу в одну сторону тратит почти полтора часа — семь минут до метро, 30 минут до станции Уручье и 40 минут до самого аэропорта. Плюс время на ожидание автобуса.
— Я раньше жила около Уручья. Было очень удобно, но через полгода хозяева захотели продать квартиру, и мне пришлось съехать. Дом около метро найти тяжело — либо это бабушкин ремонт, в котором невозможно жить, либо заоблачные цены.
Кристина признается, что уют в квартире для нее важнее комфортного маршрута.
— Работа выматывающая — 12 часов общаешься с людьми, через тебя проходят сотни пассажиров. Хочется, чтобы квартира была красивая и находилась близко к дому. Пока идеального варианта я не нашла, поэтому живу далеко, но в уюте.
Просыпается девушка в 5.30, на сборы у нее сорок минут: «Успеваю собраться, позавтракать и выпить кофе». Корпоративный автобус забирает работников около Уручья или Могилевской в 7.45 утра и в 21.30 увозит их обратно в город. Рабочий день у Кристины 12-часовой, дневные и ночные смены.
— В 8.45 мы уже должны быть на рабочем месте при полном параде. Если человек опаздывает на пару минут, его могут подождать. В противном случае придется добираться на маршрутке или автобусе. Когда садимся в автобус, некоторых сразу вырубает, и они сорок минут еще досыпают. Сама я могу еще немножко подремать в метро. Сложно быть бодрым, когда встаешь в полшестого, — улыбается девушка.