В прошлом году здесь погибли 8 человек: репортаж с трассы, которой остался недоволен президент
Почему на автомагистрали Р53 Слобода — Новосады требуется повышенная бдительность и сосредоточенность всех участников дорожного движения? Почему чрезвычайно внимательна и дотошна жодинский инспектор ДПС, капитан милиции Мария Гончарик? Корреспонденты МЛЫН.BY вместе с сотрудниками областной Госавтоинспекции проехали по трассе, которой остался недоволен президент.
В служебном «Опеле» гражданской окраски, за рулем которого начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Олег Тюрин, держим путь к Кургану Славы, где начинается интересующая нас дорога Р53 Слобода — Новосады. Это о ней как о дороге своей молодости говорил президент Беларуси Александр Лукашенко, общаясь с трудовым коллективом завода «БелДжи».
— Я по ней много-много раз ездил, еще когда не было объездной дороги от Минска до Борисова. А вот сегодня по ней специально проехав, понял, что она уже слабовата, — отметил тогда президент.
В том, что Р53 нуждается в серьезной модернизации, убедились и мы, промчав от деревни Слобода до Жодино. Уже перед поворотом на Домашаны проезжая часть резко сузилась, на что указывала и дорожная разметка. Скорость нашего Opel снизилась до 70 км/час, как и предписывал знак. Правда, несмотря на это, некоторые автолюбители пытались нас обогнать. Но так как в обоих направлениях до самого Борисова лишь по полосе, то без опасного выезда навстречу движущемуся транспорту обгон не совершишь.
«Риск не всегда благородное дело», — невольно пришла на ум известная поговорка. А Олег Николаевич, словно прочитав наши мысли, вслух произнес:
— К добру автолихачество еще никогда и никого не приводило. — И назвал печальную статистику: за минувший год на одной только дороге Р53 произошло 18 ДТП, в которых 8 человек погибли и 13 ранены.
Для уменьшения скорости движения, а также информирования водителей о подъезде к опасному участку, используется более дешевый аналог «лежачих полицейских» — шумовые полосы. Их кратковременное воздействие в виде вибрации ощутили и мы.
Еще одно эффективное средство в борьбе за безопасность движения — тросовое ограждение. Впервые в Беларуси оно было установлено летом 2008 года на участке автодороги М1 Брест — Минск — граница РФ и на 7-м километре автодороги Р53 Слобода — Новосады. Именно здесь был один из самых аварийных участков. После того как тросовое ограждение разделило транспортные потоки встречных направлений, количество ДТП резко уменьшилось, что подтверждает и статистика.
Впереди справа белоснежным покрывалом наш взор привлекло Смолевичское водохранилище, вольготно раскинувшееся недалеко от трассы. Но умиление благостной картинкой быстро прошло, едва услышали подробности страшного ДТП со смертельным исходом, случившемся здесь в позапрошлом году. Нарушив правила обгона, водитель «Газели», двигавшейся со стороны Борисова, не справился с управлением и выскочил на встречную полосу, где столкнулся с иномаркой, в которой родители ехали на присягу к сыну-солдату…
А ведь будь здесь, как планируется, две разграниченные полосы в одном направлении, такого трагического исхода в принципе не могло быть. Резерв для расширения у автодороги Р53 очевиден: почти на всем протяжении к ней примыкают широкие кюветы. За исключением Жодино, через который проходит 6-километровый участок трассы. На въезде в город работал экипаж местного отделения ГАИ в составе старшего госавтоинспектора майора милиции Юрия Пащевского и инспектора ДПС капитана милиции Марии Гончарик. Они пояснили, что безопасность движения на городском участке республиканской автострады обеспечивают 7 светофоров, 4 искусственные дорожные неровности и один подземный пешеходный переход. По мнению инспекторов, этого на сегодняшний день достаточно.
А что думают водители?
Полчаса подежурив с работниками ГАИ, пообщались с водителями грузовых и легковых машин. Не все, правда, поначалу охотно шли на контакт, но, услышав про дорогу, оживлялись, высказывали свои предложения и замечания.
Андрей Колбик, житель Жодино:
— Я работаю на БЕЛАЗе и постоянно езжу по этой дороге. К асфальтному покрытию, разметке особых претензий нет. А вот прибавить по полосе в каждом направлении давно пора! Тогда в час пик, утром и вечером, а еще когда БАТЭ играет на «Борисов-Арене», исчезнут пробки, да и количество ДТП, уверен, уменьшится. На мой взгляд, не помешал бы и дополнительный подземный переход: все-таки район частной и коттеджной застройки расширяется, и, следовательно, пешеходов становится все больше.
Максим Гончарик, дальнобойщик, водитель с 20-летним стажем:
— Хотелось бы, чтобы, как и говорил президент, в 2020 году дорогу реконструировали и расширили. Ведь это важная еще и транзитная трасса, посмотрите, какой поток грузовиков и легковых машин! Одни едут на БЕЛАЗ, другие - чуть дальше на таможню, завод «БелДжи», борисовские предприятия, третьи - на Оршу и в Россию. А летом сколько туристов, дачников перемещается…
Вместо старого асфальта нужно положить новый или качественный бетон с хорошей подушкой. Только спешка в этих работах ни к чему. Я по Европе езжу и вижу, как там основательно дорожно-ремонтные работы проводятся, потому и автобаны у них классные. Так что нам есть к чему стремиться и на кого равняться.
Иван Макаревич, минчанин, частный предприниматель:
— На своем грузовом микроавтобусе еженедельно езжу по Р53. Она значительно уступает по всем параметрам автомагистрали М1, кроме одного — мой деловой маршрут по ней получается самый короткий. В целом дорогу обслуживают и содержат в неплохом состоянии. Но видно, что ее потенциал уже почти исчерпан. Нужна модернизация, реконструкция, причем основательная и всесторонняя. Но прежде чем приступать к работам, следует учесть замечания и пожелания водителей, пешеходов. Ведь в конечном счете это для них дорога. И она должна быть современной, удобной и безопасной.
Проект готов. Но работы начнутся через год
Утверждена Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2017−2020 годы. Среди республиканских автомобильных дорог, которые запланировано реконструировать и возвести по параметрам I категории, значится и Р53 Слобода — Новосады.
Главный инженер РУП «Минскавтодор-Центр» Сергей Исаков в беседе с нами подтвердил, что уже готова проектно-сметная документация, согласованная с Госавтоинспекцией и другими службами. Но из-за недостатка финансовых средств (ведь есть еще и другие дороги, находящиеся в худшем состоянии) работы на Р53 начнутся лишь в следующем году.
Проектом предусмотрены 2 полосы в каждом направлении, покрытие проезжей части — цементно-бетонное, толщина от земли — 24 см. По разделительной линии на всем протяжении — непрерывное барьерное ограждение, исключающее лобовое столкновение. Для очистки и содержания дороги зимой будет использоваться только чистая белая соль. Развязки планируются разноуровневые.
Кто будет выполнять работы? Все зависит от источников финансирования. Если выделят средства из бюджета, то, скорее всего, их будут осваивать отечественные дорожно-строительные организации. В случае поступления кредитных ресурсов Всемирного банка или Европейского банка реконструкции и развития, естественно, будет объявлен международный тендер и по его результатам определится подрядчик: наш или иностранный.
В первую очередь реконструируют 12-километровый участок от Кургана Славы до Смолевичей. И лишь после 2020 года начнется освоение оставшейся части автодороги.
Людям она должна прослужить без ремонта как минимум 30 лет.