"Это недоделанная Олимпиада без сильнейших спортсменов". Вадим Сашурин - о биатлоне в Пхенчхане
Трехкратный чемпион мира и тренер по физподготовке Вадим Сашурин объяснил SPORT.TUT.BY, с чем связаны безмедальные выступления белорусов в первых олимпийских гонках, из-за чего Игры в Корее «недоделанные» и почему нелогично ждать сенсационной награды в миксте, о которой говорил Николай Лопухов.
«Домрачева все время бегала на Fischer, завоевала столько золотых медалей — и вот тебе, бабушка, Юрьев день, сменила на Rossignol»
— В первых гонках Домрачева была девятой в спринте и 37-й в преследовании. Можно списать безмедальные выступления Дарьи Домрачевой на излишний прессинг?
— Конечно, Даша понимает: если не она, то кто? В этой ситуации очень тяжело выйти и спокойно показать все, что умеешь. В Сочи она была в привычной для себя обстановке и на предельной концентрации.
— Чем можно объяснить место в четвертом десятке в олимпийском пасьюте?
— Если бы не ветер на стрельбище, Дарье однозначно хватило бы функционального запаса для вхождения в топ-группу. Но тут вмешался форс-мажор — стрессовая погода. Домрачева, видимо, посвятила недостаточно времени отработке стрельбы в ветер. Возможно, там, где она готовилась, не было соответствующих условий. Хотя то же стрельбище в Раубичах отлично подходит для отработки данного навыка.
— Ветер — главная причина ее промахов на лежке и стойке?
— Я бы так не сказал. Все работали в одинаковых условиях. Посмотрите на стрельбу Дальмайер или Фуркада: в такой же ветровой обстановке они справились намного лучше. Хотя всегда есть место судьбоносному фактору. Например, когда я пришел на решающую стойку на чемпионате мира 97-го года, там летали не то что ковры, но даже ограждения. Я ехал с минутным запасом перед Дмитрием Пантовым. Но из-за жуткой погоды 30 секунд не мог начать стрельбу. В итоге промазал тремя первыми выстрелами, а затем наступил штиль. Как раз подъехал Дима, отработал чисто. Мне же после трех кругов штрафа было бесполезно бороться за награды. Невезение? Такое случается.
Причем важно понимать, что стрельба лежа и стоя — это разные науки. Лежку можно отработать четко практически в любую погоду — биатлониста не шатает, ветер никак не влияет на скорострельность. Со стойкой сложнее: болтает винтовку и самого спортсмена, тело которого является опорой, а на ногах находятся не просто ботинки, а лыжи, напоминающие пружины.
— В преследовании Домрачева дольше всех работала на огневом рубеже. Насколько оправдано терять столько времени, пережидая ветер?
— Я бы назвал это неумением стрельбы в ветер. Она стоит на рубеже больше минуты, а соперницы справляются за 40 секунд. С другой стороны, Дарья дольше отдыхает, немного восстанавливается и получает запас сил, чтобы ускориться на дистанции.
— В преследовании Домрачева уступила Кузьминой ходом минуту и 11 секунд, зато была быстрее на шесть секунд, чем Дальмайер. Что скажете по ее скорости?
— На морозном снегу все лыжи катят примерно одинаково. Сложно делать выводы. Меня лично удивило решение Дарьи сменить в олимпийском сезоне марку лыж. У каждого бренда есть своя специфика скольжения. За пару лет спортсмен обычно собирает коллекцию пар на разную погоду. Дарья все время бегала на Fischer, завоевала на них столько золотых медалей — и вот тебе, бабушка, и Юрьев день, сменила на Rossignol. А потом опять вернулась к немецкой марке. Вообще, перепрыгивание от одного производителя к другому считается в мире спорта правилом плохого тона.
«Раньше смеялись над выражением "белорусский футбол", теперь с биатлоном — такая же фигня»
— Как вы отреагировали на то, что на Олимпиаду не взяли тренеров мужской команды?
— Я уже 15 лет наблюдаю абсурдную ситуацию в белорусском биатлоне. Происходящее не поддается логике. Федерация приглашает высокооплачиваемых специалистов из России и дальнего зарубежья, но не дает им внедрить свою стратегию. А ведь у каждого тренера есть свой почерк, своя философия. До сих пор непонятно, за что в прошлом сезоне убрали Валерия Польховского. Сейчас есть лишь догадки, почему на Олимпиаду не поехал Николай Лопухов. Непонятно, что происходит в команде.
— Николай Лопухов говорил, что при хорошем стечении обстоятельств белорусы могут рассчитывать на медаль в миксте.
— Ну какая медаль, о чем он говорит? Давайте рассуждать логично. В микст заявляют двух лучших биатлонисток сборной и два сильнейших биатлониста. Этот вид программы создали для того, чтобы страны, у которых нет полноценных четверок на женские и мужские эстафеты, могли побороться за медали. То есть у большинства сборных есть первые и вторые номера. А теперь давайте сравним белорусских мужчин и тех же шведов. В преследовании у скандинавов было два человека в двадцатке. Представьте, сколько они привезут нашим парням — две минуты гандикапа? В других сборных такая же ситуация: там стабильно есть два-три сильных гонщика. Поэтому мне непонятно, как можно было просчитать наши медальные шансы на микст.
— Вас печалит состояние мужского белорусского биатлона?
— В Беларуси мужской биатлон убивается последние 15 лет. Понадобится столько же, чтобы его возродить. У нас не осталось ни одного думающего тренера. Первые десять лет после ухода из большого спорта я еще теплил надежду, что могу пригодиться в нашем биатлоне. Не спал по ночам, рисовал какие-то схемы, стратегии. С каждым годом все только усугубляется. Когда Серега Новиков взял серебро в Ванкувере, я назвал это похоронкой нашему мужскому биатлону. Руководство прикрылось этой медалью, осталось на местах, а команда продолжила разваливаться. Раньше смеялись над выражением «белорусский футбол». Вот теперь белорусский биатлон — такая же фигня.
— В каком из четырех оставшихся видов программы у белорусов есть шансы на медаль?
— Я терпеть не могу рассуждать про медальные шансы. Получится — и хорошо. Это же спорт. Тем более на Олимпиадах всегда случаются какие-то эксцессы. На подиум поднимаются люди, о которых мы могли даже не слышать ни на одном из этапов Кубка мира. На Играх лидеры стартуют под сумасшедшим прессингом и с колоссальным чувством ответственности. Топовые спортсмены либо не справляются с этим давлением, либо просто оказываются на две головы сильнее, как сейчас Дальмайер или Домрачева образца Сочи.
— Лично вас Олимпиада в Пхенчхане радует интересными гонками?
— Я считаю, что это недоделанная Олимпиада, где нет русских, нет всех сильнейших спортсменов. По-моему, любые медали, завоеванные в Корее, нечестные и незаслуженные. Как можно радоваться тому, что ты в десятке, если часть претендентов на награды — Шипулин, Волков, Цветков — просто не стартовали? Я бы сравнил это с шахматами, где за корону борются два гроссмейстера, но одному тупо не дают подступиться к доске. Биатлонисты любят называть себя семьей. Так почему никто не повел себя как член семьи и вовремя не вступился за невиновных спортсменов?