Ипэшники, помогающие с регистрацией, должны готовится к уголовным делам и отправке на "химию"
В Беларуси десятки ИП гласно, с рекламой в Сети и на билбордах, оказывают услуги по регистрации граждан. Услуга востребована: людям покупают регистрацию в определенном районе, чтобы взяли на работу, проще было прикрепиться к поликлинике, детскому саду, гимназии и т.д. ИП по десять лет оказывают услуги по регистрации без риелторских лицензий. Доселе они не знали, что нарушают УК РБ. Но с сегодняшнего дня они с точки зрения белорусской Фемиды — уголовники.
Такой вывод можно сделать на основании определения коллегии суда Минской области. Областной суд согласился с решением районного: услуги по регистрации — риелторская деятельность. Супруги Александра и Дмитрий Вавдичики работали без риелторской лицензии. Александру суд приговорил к трем годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа (учли личность — ни одного административного правонарушения, ребенок на иждивении), Дмитрия — к пяти годам «химии» (как уже судимого за работу без регистрации ИП).
Адвокат Вавдичиков очередной раз напоминал: два года Следственный комитет расследовал деятельность индивидуальных предпринимателей и четыре раза прекращал уголовное дело за отсутствием в действиях Вавдичиков состава преступления. Дело было изучено в центральном аппарате Следственного комитета РБ, который поддержал решение следователя. Об отсутствии состава преступления говорится в приобщенной к материалам дела справке начальника главного управления процессуального контроля СК РБ. Но прокуратура приняла дело к своему производству и направила его в суд. Районный суд согласился с прокурором. Областная коллегия — тоже.
Александра в суде объясняла: работала она с 2011 года гласно, легально, давала рекламу, платила налоги. Не было ни одной бумаги от прокуратуры, где бы говорилось о том, что они нарушают закон, ни одного предписания. Сразу — уголовное дело. Три года под следствием по уголовному делу, в постоянном состоянии стресса. Семья осталась без средств к существованию.
Адвокат пытался объяснить: нет главного признака риелторской деятельности — не было сделок с объектом недвижимости. Да, при регистрации необходимо формальное заключение договора найма. Но он мнимый, никто из зарегистрировавшихся не снимал жилье. Если бы ИП обвиняли в том, что они способствуют заключению мнимых договоров, это было бы еще как-то объяснимо. Но речь в обвинении идет о работе без лицензии.
Нет граждан, пострадавших от действий Вавдичиков, не пострадало государство. Нет общественной опасности в деяниях Александры и Дмитрия.
Доводы адвоката суд не принял. Зато к мнению прокуратуры отнесся внимательно. Особенно в части того, что несколько человек из тех, кто покупал регистрацию, покупали ее, чтобы стать на очередь нуждающихся и «получить определенные блага» — а тут уже ущерб государственным интересам.
Напомним: чтобы стать на очередь, нужно в Минском районе проживать (факт проживания обязательно проверяет местный исполком) в течение пяти лет, в Минске — десяти, и сама постановка на очередь давно не означает получение жилья с господдержкой. В том же Минске очередников — 200 тысяч, а льготные кредиты и субсидии полагаются только узкому кругу: многодетным, судьям, прокурорским работникам, военным, семьям с детьми-инвалидами, сиротам. Никто из тех, кто обращался к Вавдичикам, к этим категориям не относился, и никто никаких льгот не получал — ни жилья, ни участков.
Вавдичики будут подавать надзорную жалобу, будут обращаться в Верховный суд.
«Что нам делать? Бежать из страны?»
Напомним, ИП, оказывающие услуги по регистрации, не скрываются и сейчас. Они до конца не верили, что все настолько серьезно.
— Я надеялся, что претензии — конкретно к Вавдичикам, что у кого-то в прокуратуре что-то личное к ним… — признался один из действующих ипэшников. — Я не знаю, что буду сейчас делать, если это коснется всех, если это — пробный шар. Буду думать.
— Консультировались у юриста, — рассказал второй собеседник. — Уголовное дело начинается, когда доход — от тысячи базовых, без вычета понесенных расходов, выплаченных налогов… То есть на него «заработали». Даже просто закрыться уже не поможет. Непонятно, что делать, чтобы не стать при таком раскладе следующим обвиняемым в уголовном деле. Нет вариантов, что делать: бежать из страны? Как это вообще могло случиться, что почти два десятка лет давали работать, а теперь — на тебе, уголовник?