"Горбатый штурмовик": что мы знаем о защите и вооружении Су-25
Принятый на вооружение в 1975 году штурмовик Су-25, прозванный военными за характерный внешний вид «Грачом», вот уже более 40 лет состоит на вооружении российской армии, а также других государств, и альтернативы ему еще не предвидится долгое время. Чем уникален этот самолет, какими вооружением располагает и как хорошо защищен — читайте на 42.TUT.BY.
Почему их сбивают
Штурмовик, в отличие от бомбардировщика, предназначен для поражения целей непосредственно на поле боя, при этом самолет находится на небольшой высоте. И здесь по нему «работает» вся ПВО, которая только есть у противника: зенитные артиллерийские установки, крупнокалиберные пулеметы, переносные зенитные ракетные комплексы и даже обычные автоматы и пулеметы.
Например, в Афганистане советский Су-25 установил негласный рекорд, прилетев из боя со 165 пробоинами в фюзеляже. Во время боевых операций порой не хватало даже дюраля для ремонта, и в одном из полков штурмовики несли заплаты из расплющенных гильз.
Хотя бронезащита во многих случаях выручала летчика, зенитный огонь повреждал двигатели, баки, управление, выводил из строя оборудование самолета. И это часто приводило к потере штурмовика.
Титановая броня для летчика
Первоначально защиту летчика планировалось делать при помощи нескольких плит стальных сплавов КВК-37Д и АБО-70. Первый хорошо переносил фугасное воздействие, второй был устойчив к пулям и осколкам. Между плитами предусматривалась резиновая амортизационная прослойка. Однако такой «бутерброд» не поддавался сварке, применение же болтов сильно утяжеляло кабину. Выход был найден в разработке специально для Су-25 особого титанового сплава АБВТ-20.
Толщина бронеплит составляет от 10 до 24 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и представляет собой стеклоблок толщиной 55 мм. Сзади пилот защищен стальной бронеспинкой толщиной 6 мм. Таким образом, пилот практически полностью защищен от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибром до 30 мм.
Для изоляции поврежденного двигателя и защиты фюзеляжных отсеков и топливной арматуры от пожара по бокам мотоотсеков были установлены дополнительные стальные 5-мм экранирующие плиты и защитные маты из стеклоткани. Титановые тяги управления двигателем заменили на жаропрочные стальные, а топливопроводы закрыли специальными экранами.
Вооружение
Су-25 может применять различное авиационное вооружение. Одни из самых эффективных неуправляемых авиационных ракет в его арсенале — 122-мм ракетные блоки Б-13Л с дальностью пуска до 4000 м. С проникающей боевой частью они пробивают шестиметровый слой земли и камней над укрытиями или же метр бетона. А крупнокалиберные НАР С-25-ОФ и ОФМ с мощной 200 кг БЧ могут поражать железобетонные доты и защищенные укрытия, например, аэродромные убежища.
Для эффективного поражения пехоты применяются подвесные установки СППУ-22−01 с подвижными пушками ГШ-23. Большой точностью отличаются ракеты Х-25 и Х-29Л с лазерным самонаведением. Подсветку цели для которых с помощью бортового дальномера-целеуказателя «Клен-ПС» мог вести и другой штурмовик, но лучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность.
Штурмовик также использует широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых бомб. Всего на него может устанавливаться 32 вида вооружений.
Живучесть
Этот показатель у штурмовика довольно высокий. Например, майор Объедков дотянул до аэродрома, будучи уже причислен к погибшим. При атаке каравана c оружием 28 июля 1987 года на его Су-25 попаданием ПЗРК были выведены из строя электро- и гидросистема, остановился один двигатель, короткими замыканиями «выбило» оборудование и приборы. В борту выгорела дыра 1,5 на 1,5 метра.
Почти перегорели рулевые тяги, вдобавок у падающего самолета оторвало тормозной парашют. При посадке штурмовик без тормозов вылетел с летной полосы, попал в окоп, ему снесло стойку шасси, и он на брюхе вспахал землю, остановившись у края минного поля.
На Су-25 лейтенанта Голубцова 21 октября 1987 года ракетой наполовину оторвало хвост, на борту ничего не работало, кроме двигателей. Не действовали и тормоза, и после посадки самолет выкатился за полосу на минное поле, где летчику пришлось дожидаться саперов, чтобы выбраться.
На самолете лейтенанта Буракова (также во время войны в Афганистане) ракета снесла под корень почти весь киль, он приземлялся «на элеронах». У другого самолета взрывом вырвало почти четверть крыла.
Конечно, далеко не всё так счастливо заканчивалось, и последний случай в Сирии тому подтверждение.
Читайте также: Поле боя: A-10 Thunderbolt II — штурмовик, который не боится зенитной артиллерии и ПЗРК