«Абсолютный музыкальный слух и золотые руки». Как незрячим реализоваться в жизни

Источник материала:  
05.02.2018 10:12 — Разное
«Абсолютный музыкальный слух и золотые руки». Как незрячим реализоваться в жизни

9-11 февраля белорусы по всему миру смогут поучаствовать в «Зимних беговых играх» #velcombegom и внести вклад в сбор средств для больных детей.

Все преодоленные в эти дни километры компания velcom переведет в деньги и перечислит двум молодечненским школам-интернатам, где учатся ребята с нарушениями зрения и заболеваниями позвоночника. Накануне зимнего благотворительного забега мы посмотрели, чем живут воспитанники двух учреждений.

«Отцы опускают руки и самоустраняются»

Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения недавно отметила свое 50-летие. Сюда попадают дети с остротой зрения не более 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией. То есть те, кто может различить максимум две верхние строки на офтальмологической таблице. Сейчас здесь воспитываются 103 ребенка.

- У детей с проблемами зрения, как правило, много вторичных нарушений, например, сопутствующие ДЦП или легкая умственная отсталость, поскольку ребенок растет в условиях зрительной депривации. Подавляющее большинство имеют категорию «инвалид детства», - рассказывает директор Наталья Глинская. - Однако у нас созданы все условия для обучения таких детей, по окончании школы они получают обычный аттестат о среднем образовании. А многие выстраивают спортивную карьеру.


Хотя школа не имеет спортивного уклона, среди выпускников - много успешных легкоатлетов, чемпионов мира, в том числе 14 призеров паралимпийских игр.

- Самое главное в любой профессии - это личность. В 1980-е годы здесь работал прекрасный тренер по легкой атлетике, Георгий Шелег, который заложил базу для спортивных достижений. Именно с его подачи пошли первые паралимпийцы, - поясняет директор. - Помимо спорта, наши дети преуспевают в музыке - у незрячих ведь абсолютный музыкальный слух. Многие наши ученики - стипендиаты специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. 


В школе учатся дети не только из Минской области, но и из ближайших районов Гродненской и Могилевской. Как правило, они уезжают домой на каникулы и иногда на выходные. «Послабление» только для жителей Молодечно и Молодечненского района - их родители могут забирать после занятий каждый день.


Девятиклассник Влад знает, насколько трудно сохранять равновесие на таких полусферах - спортивном инвентаре для развития координации движений

- К сожалению, социальный паспорт учреждения с каждым годом становится все сложнее: сейчас у нас 29 сирот, которые круглогодично живут в школе и ездят летом в оздоровительные лагеря, все больше детей из неполных семей. Как правило, если рождается слепой ребенок, мама остается одна: мужчины опускают руки и самоустраняются, - комментирует Наталья Глинская.

Среди учеников школы №2 есть дети с врожденными нарушениями зрения и с приобретенными. Например, один мальчик попал сюда после несчастного случая: у него в руках разорвалась петарда и практически выжгла один глаз. Его полностью зашили, надеялись, что зрение может восстановиться, однако пока никаких изменений к лучшему нет. Еще один мальчик ослеп в результате артрита. Часто слепота возникает еще в младенчестве - когда недоношенных детей держат в кювезах.

Покорил Минск-Арену, теперь бы попасть на «Голос»

В кабинете информатики оборудовано рабочее место для незрячих пользователей. За компьютером - семиклассник Даниил Савеня знакомит нас с аппаратурой.


Даниил набирает текст клавиатуре, а компьютер голосом «сообщает», какой символ набран

- Это обычный компьютер, к которому подключен Брайлевский дисплей. На нем отображается то, что я набираю на клавиатуре. Также на компьютере установлена программа для чтения JAWS, разработанная компанией Freedom Scientific из американского штата Флорида - у них вообще много хороших продуктов для незрячих. Еще здесь есть читающая машина, тоже их, которая сканирует текст и потом воспроизводит его в собственной памяти - например, можно скачать и записать на флешку аудиокнигу. Также у нас установлен Брайлевский принтер.


Черная полоса рядом с клавиатурой - это Брайлевский дисплей


«Читающая» машина

Даниил набирает на клавиатуре фразу, учитель помогает ему отправить файл на печать. Из принтера выезжает лист с текстом на азбуке Брайля - шеститочечными символами.


Текст шрифтом Брайля, распечатанный на специальном принтере

- Раньше все учебные пособия на шрифте Брайля мы делали сами. Это очень долгий и трудоемкий процесс. Теперь на этом принтере учитель может набрать и распечатать любую карточку, - говорит Наталья Леонидовна. - Такое рабочее место стоит 30 тысяч евро - подарок наших спонсоров из США и Голландии. В школе оно одно, но даже если в классе 3-4 незрячих ребенка, им хватает.

Даниил занимается компьютерным делом с одиннадцати лет.

- ПК я пользуюсь достаточно спокойно, сейчас учусь на программиста - не официально, но в интернете очень много информации. Даже есть специальный язык программирования для незрячих. Еще помогаю девочке из нашего класса учиться по той методике, по которой учился сам.

В свои годы Даник - не только компьютерный гений. Мальчик сам пишет и исполняет песни, а хоккейные болельщики наверняка слышали проникновенные выступления незрячего певца в Минск-Арене. Даниил неоднократно исполнял гимны Беларуси, Латвии и Финляндии на международных матчах - видео можно найти на YouTube. Композиции собственного сочинения он выкладывает на своей странице «ВКонтакте». (дайте ссылку на страницу)

- Музыку писать я пока не могу - ресурсы компьютера не позволяют. А вот тексты - только сам. И треки тоже сам свожу. О чем песни? Пишу лирические композиции о любви - у меня даже никнейм Романтик.

Даниил участвовал в отборочном конкурсе «Детское Евровидение», но, к сожалению, не прошел, поэтому сейчас готовится к следующему, а еще собирается подаваться на шоу «Голос».

«Ў адаптировали сами»

Учебный процесс в школе №2 невозможно представить без литературы на азбуке Брайля. В местной библиотеке четыре тысячи книг: две тысячи учебников и полторы - произведения классиков. Любая книга, будь то «Капитанская дочка» или учебник по алгебре, выглядит как огромный том белых листов формата А4 с рельефно-точечным текстом - комбинаций «пупырышек», которые соответствуют буквам.


Иллюстрации к задачкам и текстам - выпуклые 3D-рисунки

- «Начертание» букв «ў» и «і» для белорусского алфавита пришлось придумывать самим, - улыбается библиотекарь Ирина Дорожко.



В школе изучают два иностранных языка - немецкий и английский. Все учебники и пособия по немецкому на язык для незрячих перевела учитель Антонина Будько.

Азбукой Брайля в школе владеют все педагоги, но зрячие, в отличие от незрячих, читают шрифт глазами, а не пальцами.

- На самом деле понимать эту азбуку не так легко. К тому же дети настолько привыкли к современным технологиям, что ленятся читать по Брайлю. Зато знали бы вы на какой скорости они слушают аудиокниги - мы с вами так никогда не сможем! - говорит Наталья Глинская.


Уроки иностранного проходят в лингафонном кабинете. Ученики часто устраивают видеоконференции со студентами минского «инъяза» и зарубежными университетами

Учебные кабинеты оборудованы интерактивными досками: новую тему можно объяснять, показывая презентацию с ноутбука. За этим занятием мы и застаем учителя белорусского языка и литературы: сегодня дети проходят эпоху гуманизма и «Песню о зубре» Гусовского.

Чтобы перелистнуть слайд или открыть гиперссылку, достаточно просто прикоснуться к такой доске. По сути, это большой сенсорный экран.

В 2007 году в школе появилось научное общество «Поиск» - детище заместителя директора по учебной работе Федора Филиповича. Ребята занимаются научными исследованиями в области физики и астрономии, сотрудничают с клубом молодых ученых Национальной академии наук, постоянно участвуют в научных мероприятиях разного уровня, от городских до международных, и завоевывают награды, в том числе стипендии президентского фонда. И все это - на общих основаниях, без всяких скидок на проблемы со зрением и даже незрячесть.


Экспериментальные приборы юных любителей физики и астрономии: компас, солнечные, лунные и звездные часы


Изобретатель Иван Бобрик из 9-го класса

В школе работают 99 сотрудников, 42 из них - учителя и воспитатели.

- И все педагоги чем-то увлечены. Вы только что видели, что создают подопечные Федора Михайловича. А биолог, например, заняла второе место в области по озеленению территории - летом у нас тут настоящий оазис, - рассказывает директор. - Пойдемте, покажу вам живой уголок - это такая отдушина для детей.

Уголок и правда очень живой: кролик Боня, две черепахи, шиншиллы, попугаи. Одного из них, Жакошу, детям подарил епископ. Лексикон попугая куда богаче, чем у Эллочки-людоедки: Жакоша знает больше четырехсот слов, рассказывает стихи и поет «Катюшу».



Незрячая девочка Катрин проводит экскурсию по мини-зоопарку


Юные натуралисты с учителем

«В Доме совы хотел бы побыть и взрослый»

Дети с нарушением зрения очень хорошо работают руками. А потому здесь есть гончарная мастерская, школа выиграла грант в международном проекте и оборудовала ее печью для обжига. Не так давно обзавелись машинками для вышивания - скоро в интернете можно будет купить сделанные детьми салфетки с вышивкой.

В комнате сенсорной интеграции - ее создали благодаря совместному проекту с Польшей - есть все необходимое для активного отдыха, но больше всего здесь любят, наоборот, релаксировать в так называемом Доме совы. Особенно он популярен у вновь поступивших детей, которые во время адаптации хотят побыть одни.


В Доме совы с удовольствием отдохнули бы и взрослые


Аэрохоккей - одна из любимых игр учеников


Во время занятий творческой мастерской преподаватель использует увеличивающее устройство для демонстрации мелких деталей

На территории школы расположен огромный спортивный стадион, которым пользуются и ученики соседнего учебного заведения. В ближайших планах - его реставрация. Осуществлению этой задумки поможет благотворительная акция - «Зимние беговые игры» #velcombegom. С 9 по 11 февраля любой белорус, в какой бы точке мира ни находился, сможет пробежать в помощь детям. Бегать можно как на улице - просто в кроссовках, на лыжах или коньках, так и в закрытом помещении - например, на тренажере. Мобильный оператор переведет все преодоленные километры в рубли и перечислит их Паралимпийскому комитету Беларуси для помощи этим двум школам.


Так стадион выглядит сейчас

Каким изменениям подвергнется стадион?

- Все будет зависеть от результатов акции. Во-первых, хотим оборудовать площадку для минифутбола: дети интересуются, занимаются, есть результаты. Если получится, то сделаем еще искусственное покрытие и места для зрителей, - говорит Наталья Глинская.

«Наконец проснулись и белорусы»

Наталья Глинская руководит школой уже тринадцать лет. Об учениках знает «всю подноготную».

- Здесь по-другому нельзя, надо жить жизнью детей, тогда они будут тебя уважать и будет результат. Так что я про каждого знаю все, и знаю все их семьи, у кого есть, - признается она. - Нельзя сказать, что наши дети вращаются только в своем социуме. Они очень открыты, и много где были. Каждую субботу мы ходим на ледовую арену смотреть хоккей - это проект с клубом «Динамо Молодечно», который длится уже четыре года. За это время все преподаватели стали разбираться в хоккее не хуже судей. А каждое воскресенье у нас сеанс катания на коньках. Часто бываем в кинотеатре - пожалуй, не пропустили ни одной премьеры. Все социокультурные места района открыты для наших детей, раз в неделю ездим в Минск.

Благодаря своим талантливым педагогам и одаренным ученикам школа всегда на виду и часто принимает спонсоров.

- Раньше это в основном были иностранцы - голландцы, англичане, американцы. Я все думала: когда же проснутся белорусы. И вот, наконец, это произошло: интересуются, спрашивают, что нужно для детей. Всем очень запомнилась игра в пейнтбол, которую провел спасательный отряд «Ангел». Из недавнего - 31 декабря к нам приехала семья с подарками, привезла много вкусной еды. Детям приятно, что о них заботятся, что у их много друзей и в стране, и за рубежом, - говорит Наталья Глинская.

Что ждет нынешних школьников за стенами учебного заведения? Вместе с педагогами они определят дальнейший профессиональный маршрут на основании заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии. Многие незрячие и частично зрячие, говорит директор, получают специальность массажиста в Гродненском медколледже. Популярны среди бывших воспитанников школы профессии социологов, психологов, социальных работников и, если позволяет здоровье, экономистов. Если обучение не рекомендовано, молодые люди идут работать на предприятия Белорусского товарищества инвалидов по зрению. Но трудоустраивается сразу после школы лишь десятая часть всех детей, остальные получают профессию.

«10% всех детей в Беларуси больны сколиозом»

Санаторная школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата расположена по соседству.


- У нас созданы санаторные условия для лечения детей с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани. Приезжают ребята из всех районов Минской области со сколиозом от 1-й до 4-й степени на период от одной четверти до года. Им здесь настолько комфортно, что потом не хотят уезжать - надо чуть ли не силой отправлять домой, - говорит директор Владимир Легович. 

4-я степень сколиоза - это уже инвалидность. Из двухсот учеников таких детей здесь шестеро. Сколиоз - заболевание, вследствие которого у человека могут деформироваться различные органы. К сожалению, он не лечится - его можно только остановить и стабилизировать, то есть сохранить то здоровье, которое есть.

- У нас делается все, чтобы разгрузить позвоночник. Дети учатся, лежа на специальных ортопедических кушетках. Работают несколько залов ЛФК, оздоровительный комплекс с бассейном, есть массаж, другие процедуры. В 95-96% случаев добиваемся стабилизации сколиоза. Также уменьшается количество сопутствующих заболеваний - например, ОРВИ, - говорит директор.

А вот снижения заболеваемости сколиозом на уровне страны, к сожалению, не наблюдается.

- По официальной статистике, в Беларуси 6% детей больны сколиозом, на самом деле их может быть и до 10%, поскольку не все случаи выявлены, - говорит Владимир Легович. - С годами таких диагнозов становится больше. Проблема начинается с детского сада, с начальной школы, а влияют разные факторы, в том числе сидячий образ жизни, гиподинамия, особенности питания.

***

«Зимние беговые игры» #velcombegom стартуют одновременно с Олимпиадой в Пхенчхане. Для участия нужно пробежать с 9 по 11 февраля любым удобным способом, после чего сфотографировать результат на экране тренажера или зафиксировать его с помощью фитнес-приложения. Затем выложить результат в соцсети с хештегами #velcombegom и #взале (для тех, кто бегает в помещениях) или #velcombegom и #наулице (для тех, кто бегает на открытом воздухе). Вклад каждого участника учтут вне зависимости от того, сколько и где он пробежал.

Все преодоленные в эти дни километры компания velcom переведет в деньги и перечислит двум молодечненским школам-интернатам, где учатся ребята с нарушениями зрения и заболеваниями позвоночника. Накануне зимнего благотворительного забега мы посмотрели, чем живут воспитанники двух учреждений.

«Отцы опускают руки и самоустраняются»

Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения недавно отметила свое 50-летие. Сюда попадают дети с остротой зрения не более 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией. То есть те, кто может различить максимум две верхние строки на офтальмологической таблице. Сейчас здесь воспитываются 103 ребенка.

- У детей с проблемами зрения, как правило, много вторичных нарушений, например, сопутствующие ДЦП или легкая умственная отсталость, поскольку ребенок растет в условиях зрительной депривации. Подавляющее большинство имеют категорию «инвалид детства», - рассказывает директор Наталья Глинская. - Однако у нас созданы все условия для обучения таких детей, по окончании школы они получают обычный аттестат о среднем образовании. А многие выстраивают спортивную карьеру.

Хотя школа не имеет спортивного уклона, среди выпускников - много успешных легкоатлетов, чемпионов мира, в том числе 14 призеров паралимпийских игр.

- Самое главное в любой профессии - это личность. В 1980-е годы здесь работал прекрасный тренер по легкой атлетике, Георгий Шелег, который заложил базу для спортивных достижений. Именно с его подачи пошли первые паралимпийцы, - поясняет директор. - Помимо спорта, наши дети преуспевают в музыке - у незрячих ведь абсолютный музыкальный слух. Многие наши ученики - стипендиаты специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. 

В школе учатся дети не только из Минской области, но и из ближайших районов Гродненской и Могилевской. Как правило, они уезжают домой на каникулы и иногда на выходные. «Послабление» только для жителей Молодечно и Молодечненского района - их родители могут забирать после занятий каждый день.

Девятиклассник Влад знает, насколько трудно сохранять равновесие на таких полусферах - спортивном инвентаре для развития координации движений

- К сожалению, социальный паспорт учреждения с каждым годом становится все сложнее: сейчас у нас 29 сирот, которые круглогодично живут в школе и ездят летом в оздоровительные лагеря, все больше детей из неполных семей. Как правило, если рождается слепой ребенок, мама остается одна: мужчины опускают руки и самоустраняются, - комментирует Наталья Глинская.

Среди учеников школы №2 есть дети с врожденными нарушениями зрения и с приобретенными. Например, один мальчик попал сюда после несчастного случая: у него в руках разорвалась петарда и практически выжгла один глаз. Его полностью зашили, надеялись, что зрение может восстановиться, однако пока никаких изменений к лучшему нет. Еще один мальчик ослеп в результате артрита. Часто слепота возникает еще в младенчестве - когда недоношенных детей держат в кювезах.

Покорил Минск-Арену, теперь бы попасть на «Голос»

В кабинете информатики оборудовано рабочее место для незрячих пользователей. За компьютером - семиклассник Даниил Савеня знакомит нас с аппаратурой.

Даниил набирает текст клавиатуре, а компьютер голосом «сообщает», какой символ набран

- Это обычный компьютер, к которому подключен Брайлевский дисплей. На нем отображается то, что я набираю на клавиатуре. Также на компьютере установлена программа для чтения JAWS, разработанная компанией Freedom Scientific из американского штата Флорида - у них вообще много хороших продуктов для незрячих. Еще здесь есть читающая машина, тоже их, которая сканирует текст и потом воспроизводит его в собственной памяти - например, можно скачать и записать на флешку аудиокнигу. Также у нас установлен Брайлевский принтер.

Черная полоса рядом с клавиатурой - это Брайлевский дисплей

«Читающая» машина

Даниил набирает на клавиатуре фразу, учитель помогает ему отправить файл на печать. Из принтера выезжает лист с текстом на азбуке Брайля - шеститочечными символами.

Текст шрифтом Брайля, распечатанный на специальном принтере

- Раньше все учебные пособия на шрифте Брайля мы делали сами. Это очень долгий и трудоемкий процесс. Теперь на этом принтере учитель может набрать и распечатать любую карточку, - говорит Наталья Леонидовна. - Такое рабочее место стоит 30 тысяч евро - подарок наших спонсоров из США и Голландии. В школе оно одно, но даже если в классе 3-4 незрячих ребенка, им хватает.

Даниил занимается компьютерным делом с одиннадцати лет.

- ПК я пользуюсь достаточно спокойно, сейчас учусь на программиста - не официально, но в интернете очень много информации. Даже есть специальный язык программирования для незрячих. Еще помогаю девочке из нашего класса учиться по той методике, по которой учился сам.

В свои годы Даник - не только компьютерный гений. Мальчик сам пишет и исполняет песни, а хоккейные болельщики наверняка слышали проникновенные выступления незрячего певца в Минск-Арене. Даниил неоднократно исполнял гимны Беларуси, Латвии и Финляндии на международных матчах - видео можно найти на YouTube. Композиции собственного сочинения он выкладывает на своей странице «ВКонтакте». (дайте ссылку на страницу)

- Музыку писать я пока не могу - ресурсы компьютера не позволяют. А вот тексты - только сам. И треки тоже сам свожу. О чем песни? Пишу лирические композиции о любви - у меня даже никнейм Романтик.

Даниил участвовал в отборочном конкурсе «Детское Евровидение», но, к сожалению, не прошел, поэтому сейчас готовится к следующему, а еще собирается подаваться на шоу «Голос».

«Ў адаптировали сами»

Учебный процесс в школе №2 невозможно представить без литературы на азбуке Брайля. В местной библиотеке четыре тысячи книг: две тысячи учебников и полторы - произведения классиков. Любая книга, будь то «Капитанская дочка» или учебник по алгебре, выглядит как огромный том белых листов формата А4 с рельефно-точечным текстом - комбинаций «пупырышек», которые соответствуют буквам.

Иллюстрации к задачкам и текстам - выпуклые 3D-рисунки

- «Начертание» букв «ў» и «і» для белорусского алфавита пришлось придумывать самим, - улыбается библиотекарь Ирина Дорожко.

В школе изучают два иностранных языка - немецкий и английский. Все учебники и пособия по немецкому на язык для незрячих перевела учитель Антонина Будько.

Азбукой Брайля в школе владеют все педагоги, но зрячие, в отличие от незрячих, читают шрифт глазами, а не пальцами.

- На самом деле понимать эту азбуку не так легко. К тому же дети настолько привыкли к современным технологиям, что ленятся читать по Брайлю. Зато знали бы вы на какой скорости они слушают аудиокниги - мы с вами так никогда не сможем! - говорит Наталья Глинская.

Уроки иностранного проходят в лингафонном кабинете. Ученики часто устраивают видеоконференции со студентами минского «инъяза» и зарубежными университетами

Учебные кабинеты оборудованы интерактивными досками: новую тему можно объяснять, показывая презентацию с ноутбука. За этим занятием мы и застаем учителя белорусского языка и литературы: сегодня дети проходят эпоху гуманизма и «Песню о зубре» Гусовского.

Чтобы перелистнуть слайд или открыть гиперссылку, достаточно просто прикоснуться к такой доске. По сути, это большой сенсорный экран.

В 2007 году в школе появилось научное общество «Поиск» - детище заместителя директора по учебной работе Федора Филиповича. Ребята занимаются научными исследованиями в области физики и астрономии, сотрудничают с клубом молодых ученых Национальной академии наук, постоянно участвуют в научных мероприятиях разного уровня, от городских до международных, и завоевывают награды, в том числе стипендии президентского фонда. И все это - на общих основаниях, без всяких скидок на проблемы со зрением и даже незрячесть.

Экспериментальные приборы юных любителей физики и астрономии: компас, солнечные, лунные и звездные часы
 

- И все педагоги чем-то увлечены. Вы только что видели, что создают подопечные Федора Михайловича. А биолог, например, заняла второе место в области по озеленению территории - летом у нас тут настоящий оазис, - рассказывает директор. - Пойдемте, покажу вам живой уголок - это такая отдушина для детей.

Уголок и правда очень живой: кролик Боня, две черепахи, шиншиллы, попугаи. Одного из них, Жакошу, детям подарил епископ. Лексикон попугая куда богаче, чем у Эллочки-людоедки: Жакоша знает больше четырехсот слов, рассказывает стихи и поет «Катюшу».

«В Доме совы хотел бы побыть и взрослый»

Дети с нарушением зрения очень хорошо работают руками. А потому здесь есть гончарная мастерская, школа выиграла грант в международном проекте и оборудовала ее печью для обжига. Не так давно обзавелись машинками для вышивания - скоро в интернете можно будет купить сделанные детьми салфетки с вышивкой.

В комнате сенсорной интеграции - ее создали благодаря совместному проекту с Польшей - есть все необходимое для активного отдыха, но больше всего здесь любят, наоборот, релаксировать в так называемом Доме совы. Особенно он популярен у вновь поступивших детей, которые во время адаптации хотят побыть одни.

На территории школы расположен огромный спортивный стадион, которым пользуются и ученики соседнего учебного заведения. В ближайших планах - его реставрация. Осуществлению этой задумки поможет благотворительная акция - «Зимние беговые игры» #velcombegom. С 9 по 11 февраля любой белорус, в какой бы точке мира ни находился, сможет пробежать в помощь детям. Бегать можно как на улице - просто в кроссовках, на лыжах или коньках, так и в закрытом помещении - например, на тренажере. Мобильный оператор переведет все преодоленные километры в рубли и перечислит их Паралимпийскому комитету Беларуси для помощи этим двум школам.

Каким изменениям подвергнется стадион?

- Все будет зависеть от результатов акции. Во-первых, хотим оборудовать площадку для минифутбола: дети интересуются, занимаются, есть результаты. Если получится, то сделаем еще искусственное покрытие и места для зрителей, - говорит Наталья Глинская.

«Наконец проснулись и белорусы»

Наталья Глинская руководит школой уже тринадцать лет. Об учениках знает «всю подноготную».

- Здесь по-другому нельзя, надо жить жизнью детей, тогда они будут тебя уважать и будет результат. Так что я про каждого знаю все, и знаю все их семьи, у кого есть, - признается она. - Нельзя сказать, что наши дети вращаются только в своем социуме. Они очень открыты, и много где были. Каждую субботу мы ходим на ледовую арену смотреть хоккей - это проект с клубом «Динамо Молодечно», который длится уже четыре года. За это время все преподаватели стали разбираться в хоккее не хуже судей. А каждое воскресенье у нас сеанс катания на коньках. Часто бываем в кинотеатре - пожалуй, не пропустили ни одной премьеры. Все социокультурные места района открыты для наших детей, раз в неделю ездим в Минск.

Благодаря своим талантливым педагогам и одаренным ученикам школа всегда на виду и часто принимает спонсоров.

- Раньше это в основном были иностранцы - голландцы, англичане, американцы. Я все думала: когда же проснутся белорусы. И вот, наконец, это произошло: интересуются, спрашивают, что нужно для детей. Всем очень запомнилась игра в пейнтбол, которую провел спасательный отряд «Ангел». Из недавнего - 31 декабря к нам приехала семья с подарками, привезла много вкусной еды. Детям приятно, что о них заботятся, что у их много друзей и в стране, и за рубежом, - говорит Наталья Глинская.

Что ждет нынешних школьников за стенами учебного заведения? Вместе с педагогами они определят дальнейший профессиональный маршрут на основании заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии. Многие незрячие и частично зрячие, говорит директор, получают специальность массажиста в Гродненском медколледже. Популярны среди бывших воспитанников школы профессии социологов, психологов, социальных работников и, если позволяет здоровье, экономистов. Если обучение не рекомендовано, молодые люди идут работать на предприятия Белорусского товарищества инвалидов по зрению. Но трудоустраивается сразу после школы лишь десятая часть всех детей, остальные получают профессию.

«10% всех детей в Беларуси больны сколиозом»

Санаторная школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата расположена по соседству.

- У нас созданы санаторные условия для лечения детей с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани. Приезжают ребята из всех районов Минской области со сколиозом от 1-й до 4-й степени на период от одной четверти до года. Им здесь настолько комфортно, что потом не хотят уезжать - надо чуть ли не силой отправлять домой, - говорит директор Владимир Легович. 

4-я степень сколиоза - это уже инвалидность. Из двухсот учеников таких детей здесь шестеро. Сколиоз - заболевание, вследствие которого у человека могут деформироваться различные органы. К сожалению, он не лечится - его можно только остановить и стабилизировать, то есть сохранить то здоровье, которое есть.

- У нас делается все, чтобы разгрузить позвоночник. Дети учатся, лежа на специальных ортопедических кушетках. Работают несколько залов ЛФК, оздоровительный комплекс с бассейном, есть массаж, другие процедуры. В 95-96% случаев добиваемся стабилизации сколиоза. Также уменьшается количество сопутствующих заболеваний - например, ОРВИ, - говорит директор.

А вот снижения заболеваемости сколиозом на уровне страны, к сожалению, не наблюдается.

- По официальной статистике, в Беларуси 6% детей больны сколиозом, на самом деле их может быть и до 10%, поскольку не все случаи выявлены, - говорит Владимир Легович. - С годами таких диагнозов становится больше. Проблема начинается с детского сада, с начальной школы, а влияют разные факторы, в том числе сидячий образ жизни, гиподинамия, особенности питания.

***

«Зимние беговые игры» #velcombegom стартуют одновременно с Олимпиадой в Пхенчхане. Для участия нужно пробежать с 9 по 11 февраля любым удобным способом, после чего сфотографировать результат на экране тренажера или зафиксировать его с помощью фитнес-приложения. Затем выложить результат в соцсети с хештегами #velcombegom и #взале (для тех, кто бегает в помещениях) или #velcombegom и #наулице (для тех, кто бегает на открытом воздухе). Вклад каждого участника учтут вне зависимости от того, сколько и где он пробежал.

←МОК отказал оправданным спортсменам из России в приглашении на Олимпийские Игры

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика