Между "Йокеритом" и "Торпедо". Сколько денег тратит на зарплаты минское "Динамо"
Российское издание "Чемпионат" опубликовало суммы, которые тратят на зарплаты хоккейные клуба Западной конференции КХЛ, где расположились два главных олигарха лиги.
Приведенные платежные ведомости — примерные и округленные. На протяжении сезона цифры постоянно меняются в связи с обменами, расторжениями контрактов и переводами игроков в фарм-клубы.
Согласно представленной информации, минское "Динамо" в рейтинге зарплат Запада располагается в самой серединке - на 7-й строке среди 13 клубов, между нижегородским "Торпедо" и "Йокеритом" из Хельсинки.
Сравните, кто сколько тратит и кто на каком месте в турнирной таблице (суммы приведены в российских рублях, рядом с общей суммой - эквивалент в долларах).
«Динамо» (Рига)
Суммы контрактов: 293 000 000 рублей.
Бонусы: 34 000 000 рублей.
Общая сумма: 327 000 000 рублей (около 5,7 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 13.
Латвийский клуб существует благодаря связям бывшего сотрудника КГБ Юрия Савицкого. Член совета директоров КХЛ привлекает средства по линии «Газпрома» и «Роснефти». Однако считать, что рижане шикуют за русские деньги, не совсем правильно. «Динамо» — самый экономный клуб не только на Западе, но и во всей лиге. Никто кроме рижан не тратит на зарплаты менее 300 млн рублей. Впрочем, и добиваться каких-либо результатов с таким бюджетом нереально. Последнее место команды Гиртса Анкипанса в конференции вполне закономерно.
«Слован» (Братислава)
Суммы контрактов: 415 000 000 рублей.
Бонусы: 46 000 000 рублей.
Общая сумма: 461 000 000 рублей (около 8,1 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 12.
По европейским меркам 6 млн евро – бюджет более чем солидный. Даже в финском или шведском чемпионате «Слован» мог бы бороться за чемпионство. В Словакии клуб из Братиславы и вовсе является раздражителем вроде СКА. Однако для успешного выступления в КХЛ этого явно недостаточно. «Слован» живет вполне скромно, порой даже задерживая игрокам зарплаты. Чуть ли не каждое межсезонье встает вопрос о дальнейшем участии словаков в чемпионате КХЛ.
«Северсталь» (Череповец)
Суммы контрактов: 396 000 0000 рублей.
Бонусы: 74 000 000 рублей.
Общая сумма: 470 000 000 рублей (около 8,3 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 8.
Если учесть, что одним из ключевых пунктов рейтинга КХЛ является фонд зарплатной платы, становится понятно, почему «Северстали» прочат исключение из лиги. Среди российских клубов только «Адмирал» с «Ладой» тратят меньше, а «Нефтехимик» и «Югра» имеют схожие бюджеты. Но что плохо для рейтинга, в совокупности со спортивными результатами вызывает неподдельное уважение. Команда Александра Гулявцева отчаянно бьется за место в восьмерке, имея всего одного дорогостоящего игрока в лице капитана Дмитрия Кагарлицкого. Возможности «Северстали» были бы на совершенно другом уровне, если бы владелец клуба Алексей Мордашов (2-е место в российском Forbes) фанател по хоккею так же, как Виктор Рашников.
«Витязь» (Подольск)
Суммы контрактов: 528 000 000 рублей.
Бонусы: 96 000 000 рублей.
Общая сумма: 624 000 000 рублей (около 11 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 11.
Команда из Подольска, которой покровительствует бывший президент КХЛ Александр Медведев, не бедствует, но и не сказать, что живет на широкую ногу. Не обманем, если скажем, что идет она ровно на том месте, которое и заслуживает исходя из платежной ведомости. К самым высокооплачиваемым игрокам «Витязя» стоит отнести звездного ветерана Максима Афиногенова и легионеров. Правда, обновленная иностранная бригада в этом сезоне откровенно провалилась, что оставило подмосковную команду без плей-офф.
«Сочи» (Сочи)
Суммы контрактов: 482 000 000 рублей.
Бонусы: 163 000 000 рублей.
Общая сумма: 645 000 000 рублей (около 11,4 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 6
Фронтменом южной команды здесь и сейчас впору считать Павла Падакина. Улыбчивый парень в образе Сочимена покорил Астану, куда приезжал на звездные выходные. Однако действующий контракт 23-летнего форварда, истекающий этой весной, уже не соответствует его уровню. Первые большие деньги он получит совсем скоро. От «Сочи» или другого клуба – вопрос второй. Пока же южане, нередко пользующиеся своим климатом как аргументом при переговорах, тратят на зарплаты меньше «Витязя». Выше в таблице они расположились только благодаря довольно внушительным бонусам.
«Торпедо» (Нижний Новгород)
Суммы контрактов: 644 000 000 рублей.
Бонусы: 63 000 000 рублей.
Общая сумма: 707 000 000 рублей (около 12,5 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 5.
В случае с «Торпедо» удивляют достаточно скромные бонусы. Видимо, в качестве мотивации для игроков нижегородского клуба выступает инстинкт самосохранения. Попасть под горячую руку Петериса Скудры не хочется никому. С таким эмоциональным тренером, который способен поднять из окопов даже мертвого, финансовое стимулирование ни к чему. В Нижнем Новгороде нет больших звезд, однако Паршин, Столяров, Галузин и Григорьев получают очень неплохие по меркам КХЛ деньги. Но главное то, что в платежной ведомости не указано, сколько «Торпедо» ежегодно тратит на расторжения контрактов с игроками. Правило «лучшее – враг хорошего», которое регулярно нарушает Скудра, обходится «автозаводцам» в копеечку. Да только с уходом Валерия Шанцева с поста губернатора «жирные» времена могут остаться в прошлом.
«Динамо-Минск»
Суммы контрактов: 582 000 000 рублей (около 10,3 млн долларов).
Бонусы: 144 000 000 рублей (около 2,5 млн долларов).
Общая сумма: 726 000 0000 рублей (около 12,8 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 10.
Президент Беларуси Александр Лукашенко любит разносить в пух и прах хоккеистов, рассуждая об их зарплатах в тональности рядового болельщика. «Зажрались» — это слово повторяется практически в каждом из многочисленных спичей белорусского лидера, который сам нередко встает на коньки. Ругая игроков, президент, тем не менее, продолжает выделять деньги для участия главного клуба страны в чемпионате КХЛ. Перед этим сезоном звучали речи об отказе от легионеров, но именно иностранцы, набранные в «Динамо» заново, «съедают» львиную часть бюджета. Лидеры сборной Беларуси либо получают достаточно скромные деньги в минском клубе, либо отправляются на заработки в Россию.
«Йокерит» (Хельсинки)
Суммы контрактов: 650 000 000 рублей.
Бонусы: 120 000 000 рублей.
Общая сумма: 770 000 000 рублей (около 13,6 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 3.
В ноябре главное финское деловое издание Kauppalehti.fi опубликовало результаты финансовой деятельности «Йокерита». По этим данным, клуб из Хельсинки за четыре года в КХЛ понес убытки на 47,7 млн евро! Колоссальные деньги, если не задумываться, в какой минус ежегодно уходят российские клубы. За счет спонсоров «шуты» зарабатывают больше, чем любая команда финской лиги, но серьезно страдают из-за отсутствия крупного телевизионного контракта в КХЛ. Вот и получается, что по российским меркам «Йокерит» — один из лидеров по соотношению «цена-качество», но среди европейских клубов «шуты» выглядят настоящими транжирами.
«Спартак» (Москва)
Суммы контрактов: 690 000 000 рублей.
Бонусы: 280 000 000 рублей.
Общая сумма: 970 000 000 рублей (около 17,2 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 7.
Первой командой на Западе, которая не вписывается в действующий полоток зарплат, стал «Спартак». Все последние годы клуб слыл аутсайдером, но только по результатам. Финансовые возможности москвичей вполне на уровне восьмерки. То, что красно-белые только в этом сезоне всерьез претендуют на попадание в плей-офф, – камень в огород менеджмента. Мощная финансовая поддержка «Спартака» не должна удивлять. К возрождению клуба приложил руку сам Геннадий Тимченко, что обеспечивает плотные отношения с руководством СКА. Из Санкт-Петербурга в Москву то и дело поступает «гуманитарная помощь». Хохлачев, Калинин, Юдин, Дергачев – все они еще недавно гуляли по набережной Невы, имея увесистые по меркам клуба-середняка контракты. Тот же Хохлачев и в «Спартаке» получает порядка 70 млн рублей, но, в отличие от времени, проведенного СКА, отрабатывает их в полной мере.
«Динамо» (Москва)
Суммы контрактов: 828 000 000 рублей.
Бонусы: 145 000 000 рублей.
Общая сумма: 973 000 000 рублей (около 17,2 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 9.
Еще в чемпионские времена болельщики и руководители «Динамо» любили прибедняться, представляя себя эдакой командой рабочих лошадок. Громких имен в бело-голубой форме и правда почти не было, но глубина состава и обилие игроков из разряда «выше среднего» обходились совсем недешево. Разница с другими командами, бравшими Кубок Гагарина, была лишь в распределении бюджета между игроками. Однако одно дело – тратить миллиард российских рублей на титул, и совсем другое – на борьбу за плей-офф. Лидеры «Динамо» в лице Никулина, Терещенко, Еременко, Варнакова, Бойда и Хиетанена получают столько, будто никакого банкротства клуба не было и в помине. Глядя на место москвичей в турнирной таблице, понимаешь, почему Алексей Бадюков сменил Рубена Бегунца на должности главного селекционера.
«Локомотив» (Ярославль)
Суммы контрактов: 930 000 000 рублей.
Бонусы: 272 000 000 рублей.
Общая сумма: 1 202 000 000 рублей (около 21 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 4
Ярославский клуб – синоним стабильности. Долгие годы «Локомотив» идет в лидерах российского хоккея, но не ввязывается в гонку вооружений. Юрий Яковлев заручился поддержкой такого серьезного спонсора как РЖД, однако тягаться с «Газпромом» и «Роснефтью» ему все равно не под силу. Оттого и перебираются по маршруту Ярославль – Санкт-Петербург один «железнодорожник» за другим. Последним примером стал Владислав Гавриков. В нынешнем составе «Локомотива» нет ни одного игрока с контрактом свыше 90 млн рублей. Близко к этой сумме подобрались легионеры, которые и являются главной ударной силой команды Дмитрия Квартальнова. Не обижена в Ярославле рублем и молодежь, но в клубе сохраняется четкая финансовая градация.
ЦСКА (Москва)
Суммы контрактов: 1 658 000 000 рублей.
Бонусы: 600 000 000 рублей.
Общая сумма: 2 258 000 000 рублей (около 40 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 2.
Второе место в конференции, второе место в лиге, второе место в рейтинге зарплатных ведомостей. ЦСКА находится там, где и должен быть, но это вряд ли устраивает высокопоставленных покровителей столичного клуба. Заключая трехлетние контракты с игроками, на Ленинградском проспекте рассчитывали за это время выиграть даже не один, а два Кубка Гагарина. После отъезда Александра Радулова в НХЛ в клубе решена проблема перекоса в сторону одного игрока, но Шалунов и Шумаков, Нестеров и Марченко, Григоренко и Капризов достались «армейцам» далеко не бесплатно. А если вспомнить, что ЦСКА заплатил «Сибири» порядка 400 млн российских рублей только за трансфер новосибирского трио, общие траты на состав только возрастают. Отдельно отметим, что ЦСКА – чемпион по величине бонусов. Мощная финансовая мотивация прописана в контрактах игроков, в основном, пополнивших состав клуба минувшим летом. Учитывая активную ротацию Игоря Никитина, необходимую норму удастся выполнить далеко не всем, но сумма в 600 млн все равно впечатляет.
СКА (Санкт-Петербург)
Суммы контрактов: 2 247 000 000 рублей.
Бонусы: 342 000 000 рублей.
Общая сумма: 2 589 000 000 рублей (около 45 млн долларов).
Место в турнирной таблице Запада: 1.
Удивлены? Мы – нисколько. О том, что бюджет СКА только на зарплаты игроков давно улетел в стратосферу, перевалив за 2 млрд российских рублей, говорили в кулуарах давно. Сразу скажем, в эту сумму входят контракты Ильи Ковальчука и Павла Дацюка – двух самых высокооплачиваемых игроков КХЛ. При этом, что любопытно, никакие бонусы у них не прописаны. Официально. О том, полагаются ли главным звездам хоккейного Санкт-Петербурга другие преференции, нам остается только догадываться. Впрочем, не на одном Дацюке и Ковальчуке держится бюджет СКА. Планку в 100 млн рублей преодолевают Коскинен, Войнов, Белов и Гусев. Приближается к этой отметке, к примеру, совсем не звездный защитник Динар Хафизуллин. У армейцев самая высокая по лиге средняя зарплата: даже игроки четвертого звена получают столько, сколько лидеры в провинции. СКА застрял где-то между КХЛ и НХЛ. На фоне бедствующих российских клубов петербуржцы выглядят инопланетянами, однако 38 млн долларов недостаточно даже для того, чтобы дотянуть до нищей «Аризоны». Да только считать траты СКА уникальными для российского хоккея неправильно. «Салават Юлаев» в чемпионские сезоны тратил немногим меньше, позволяя подсчитывать бюджет постфактум, когда отгремели салюты и выпито все шампанское.