Джинсы "фабрики Великого Сапармурата Туркменбаши". Что почем в витебском магазине-"тюбетейке"
Это точно единственный магазин в Витебске, где можно купить товар, произведенный на фабрике — цитируем! — «имени Великого Сапармурата Туркменбаши». Индивидуальные предприниматели жалуются на магазины, которые открывают торговцы из Средней Азии. По их словам, те торгуют слишком дешево и с многочисленными нарушениями. Мы решили посмотреть, что предлагают такие магазины в Витебске — и побывали в магазине на Московском проспекте. В народе такие торговые точки с дешевыми товарами из Средней Азии называют «тюбетейками».
Витрина зазывает рекламой: «Модная одежда для всей семьи», «Территория низких цен». Перед входом стоит щит, на котором уточняется, что цены здесь «ниже конфиската». Рядом с нами — две девушки. Обсуждают, что и новогодние, и рождественские скидки должны уже закончиться — но объявления о них пока не снимают. И смеются:
— Может, есть крещенские скидки? Сегодня же как раз Крещение!
Здесь звучит восточная музыка, все вокруг ярко, пестро и с размахом. По длинным рядам не спеша ходят покупатели. Слева от входа переливается искусственная новогодняя елка. Справа от входной двери — столик с терминалом. За ним сидит мужчина — судя по всему, он здесь старший. Рядом стоят несколько молодых парней. Все — выходцы с Востока. У сотрудников нет беджей, и понять кто они — сложно. То ли охранники, то ли продавцы. Только возле одного мужчины — который рассчитывается с покупателями, размещена карточка с надписью «продавец Нодир».
Журналистам в магазине не рады. Более того, поначалу хотят поскорее спровадить.
— У нас нельзя ни фотографировать товар, ни переписывать цены, — заявляет Нодир.
Но по закону это не так. Нодир вынужден согласиться. Тогда он говорит, что не имеет права сообщать что-либо журналистам без разрешения своего руководства.
— А где ваше руководство?
— Хозяин приедет где-то через месяц.
Выясняется, что хозяин магазина — брат Нодира.
Ассортимент в витебской «тюбетейке» широкий, но качество многих вещей оставлять желать лучшего. Однако покупателя честно об этом предупреждают — на ценниках. Правда, очень мелкими буквами.
Так, на этикетке утепленных мужских спортивных брюк за 23 рубля написано: «Реализуется как товар, имеющий дефекты, выявленные в ходе первичной реализации (б/у), и неподлежащий маркировке в соответствии с требованиями ТР ТС 007/211». Еще ниже сообщается, что если потребитель обнаружит какой-то дефект, то магазин обязуется «обменять товар или расторгнуть договор купли-продажи».
Однако попадаются и действительно добротные вещи. Например, полотенце из стопроцентного хлопка размером 70×140 см ярко-салатового цвета — всего за 10 рублей. На этикетке написано, что сделали его на «Текстильном комплексе имени Великого Сапармурата Туркменбаши» в городе Байрамали. Надо брать — хотя бы как сувенир! Рассчиталась картой. Мне выдали чек. Так что претензии белорусских ипэшников, мол, в магазинах-«тюбетейках» постоянно не работают терминалы и отсутствуют чеки, судя по всему, к витебской узбекской торговой точке не относятся.
Симпатичный бордовый шарф, в составе которого 30% хлопка, отдают за 12 рублей. Производитель — ИП «Глава крестьянского фермерского хозяйства Азрет Байкулов» из города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики.
Иногда встречаются неточно переведенные на русский названия товара: например, на детской вязаной кофточке написано «пиджак».
Носки — по рублю. Женская обувь — сапоги, полусапожки — здесь стоят 30−50 рублей, мужские ботинки — 45 рублей.
Целый ряд с яркими покрывалами — они в основном по 12 рублей. Но в составе много синтетики: будут «искрить».
На первый взгляд, неплохого качества большой рюкзак — 30 рублей.
Утепленная женская жилетка — 22 рубля. Плюшевый халат — 25 рублей. Столько же — практически все кофточки.
Показалось, что мужских вещей здесь даже больше, чем женских, хотя обычно в магазинах бывает наоборот. Майки тут предлагают по цене от 6 рублей, джемперы — за 25 рублей, куртки — за 60−90.
— Как впечатление от магазина? — интересуюсь у молодой женщины, которая рассматривает джинсы для маленького сынишки.
— Цены, по-моему, здесь ниже, чем на рынке. Похожу еще, поизучаю. Я вообще тут впервые.
Мальчик примеряет возле зеркала шапочку и пытается прочитать на ней надпись.
— Ассортимент тут, на мой взгляд, неплохой. Но сравнить с рынком цены в этом магазине я не могу: давно там не была, — говорит его мама. — Вот эта шапочка стоит 4 рубля. Считаю, недорого.