"И дорогую машину могут пустить под пресс, если разбирать не выгодно". Как действует "авторазборка" в Германии
Бэушные автозапчасти — спасение при ремонте для небогатых белорусских автовладельцев. На разборках продается все: от дверных ручек до моторов и трансмиссий. Откуда берутся эти запчасти и кто даст на них гарантию? AUTO.TUT.BY пообщался с Алексом Адамовым, владельцем «разборки» в Германии, которая снабжает белорусский рынок бэушными запчастями.
Площадка Алекса находится в самом центре Германии — возле города Кассель. Официально такой бизнес в Германии называется «утилизацией автомобилей» (Autoverwertung). То есть сюда попадают любые машины, которые должны закончить свою жизнь под прессом. При этом часть деталей можно снять и продать за границу.
Основной поставщик деталей — машины по программе утилизации
Площадка разборки сама закупает автомобили либо их предлагают поставщики по сходной цене. Машины рассматриваются исключительно как источник запасных частей. Следовательно, выбор той или иной машины зависит от того, какие детали пользуются спросом и нужны заказчикам в Минске. Какие-то модели машин с ходовыми деталями и агрегатами покупают сразу, другие — по согласованию с заказчиком.
— Кузовные детали, как правило, спросом не пользуются. Съемные элементы кузова демонтируем и отправляем в Минск исходя из спроса. Стекла обычно выпиливаем и тоже отправляем в Минск. Сам кузов автомобиля распиливаем только по заказу или отправляем его на переработку после снятия нужных агрегатов. Все машины у нас разбираются на подъемнике, ключами и гайковертами. Для сравнения: утилизацией и перепродажей запчастей занимаются еще и арабы, которые разбирают машины, укладывая их на бок. Основной инструмент в их работе — болгарка, — говорит Алекс.
В последние годы приобрела невиданный размах программа утилизации, особенно со стороны VW. Все из-за скандала с дизельными моторами концерна VAG. На самом деле, по программе утилизации можно выгодно избавиться от любой старой дизельной машины. Доплаты и бонусы предусмотрены и от государства, и от производителя. Просто «премия» от Volkswagen наиболее весомая.
— Эта программа утилизации пользуется огромной популярностью. Могу привести следующие цифры: авторазборка, на которой я закупаю моторы, получает партии по 500 автомобилей, подлежащих утилизации. Германия идет к тому, что старым и дизельным машинам будет закрыт въезд в большие города. Поэтому от таких машин немцы активно избавляются, — сообщает Алекс.
С «приговоренных» к утилизации машин, да еще и с учетом огромных объемов их поставок, снимают минимум годных для повторной эксплуатации деталей. Обычно со свежей машины демонтируют лишь мотор, рулевую рейку и переднюю подвеску, а все остальное идет под пресс. Почему так происходит? Все из-за стоимости рабочей силы в Германии. Авторазборке невыгодно вкладывать деньги в «человеко-часы» на разукомплектование автомобиля. В итоге в повторный оборот идут лишь самые ценные и ходовые агрегаты.
СТО в Германии может отправить машину под пресс
Много автомобилей попадает на разборки по другим причинам. Например, экземпляры, выработавшие свой ресурс. Причем это не тот ресурс, который мы подразумеваем: когда мотор сломался и в машину нет смысла вкладывать деньги. В Германии есть свои особенности.
— Приведу недавний пример. Поставщик предложил нам Hyundai Matrix, приехавший в Германию из Швейцарии. Человек просто заехал на СТО, чтобы установить новые шины. Работники станции, сняв колеса, обратили внимание на неудовлетворительное состояние тормозной системы. И сообщили клиенту, что не выпустят его машину на дороги с такими неисправностями. Да, СТО в Германии могут принимать и такие жесткие меры. Безопасность здесь важнее мнения клиента. СТО оценила стоимость работ по приведению тормозной системы в надлежащее состояние в 1500 евро (нормо-час в Германии на официальной станции обходится в 115 евро с НДС). А этот Hyundai стоит в лучшем случае 1000 евро. И тогда человек просит забрать его машину и отправить в утиль. Это совершенно нормальная практика, — вспоминает случай Алекс.
Еще машины попадают на разборки после аварии. Правда, не сразу, а обычно через площадку временного хранения, на которой происходит ее оценка представителем страховщика.
— Если машина имеет высокую остаточную стоимость и ремонт целесообразен — ее будут восстанавливать. Дорогие, но не подлежащие ремонту автомобили выставляют на аукцион, и обычно отсюда они попадают в Польшу. Если машина недорогая или после ДТП ей суждено отправиться под пресс, то ее сначала предлагают авторазборкам. Нередко водители эвакуаторов сразу связываются с нами и сообщают данные о такой «непроходной на аукцион» машине. Если она интересна, мы звоним владельцу и предлагаем купить его разбитую машину немного дороже той суммы, которую ему выплатит страховая компания, — делится секретами Алекс.
Такой «выкуп» всегда выгоден и владельцу, и страховщику, ведь утилизация стоит денег, пусть и небольших. До кризиса в Германии металлолом был в цене, утилизация была бесплатной и за нее даже доплачивали.
— Авторазборки, не имеющие с автопроизводителями контрактов на утилизацию, всегда платят за машины какие-то суммы денег. Мы и раньше доплачивали за разбитый автомобиль. Снимали с машины годные детали, а кузов сдавали на переработку на возмездных условиях. Но таких условий нет уже давно. Сегодня страховые компании или владельцы битых машин рады избавиться от нее, ничего не оплачивая. Такую возможность предлагают как раз авторазборки, — объясняет Алекс.
И все же большинство машин в Германии попадают под пресс не потому, что они выработали свой ресурс, а просто ее владельцу поступило выгодное предложение пересесть на новый и более экологичный автомобиль. На мой взгляд, доходит до абсурда: на переработку идут машины с пробегом около 50 тысяч км, — поясняет Алекс.
Немцы бэушные детали почти не используют
Ситуация с использованием бывших в употреблении запчастей в Германии гораздо сложнее. На них распространяется такая же гарантия, как и на новые детали — 1 год. Если, например, с приобретенным и установленным рычагом подвески что-то произойдет в этот период, продавец обязан принять его и вернуть деньги. А бывшие в эксплуатации тормозные диски вообще нельзя продавать из соображений безопасности.
Это главные причины, по которым бывшие в употреблении автомобильные детали в Германии не пользуются большим спросом. Если говорить о кузовщине, то почти во всех случаях страховая компания решает, какие детали будут использоваться. Разумеется, выбор падает на новые детали. Поэтому в Германии, в отличие от Беларуси, торговлей «бэушкой» занимаются единичные компании, у которых есть опыт и оборудование для тестирования запчастей перед продажей. Ведь если будет доказано, что какой-то дорожный инцидент произошел именно из-за плохого качества установленной детали, можно попасть на огромные штрафы и судебные разбирательства.