Додон временно отстранен: сложная реальность и туманное будущее Молдовы
Это решение вызвало немало кривотолков и в итоге трансформировалось в сообщения некоторых СМИ о якобы "смещении" Додона с занимаемого поста. Так что же на самом деле происходит в Молдове?
Евроинтеграция "захваченного государства"
На сегодняшний день Республика Молдова (РМ) представляет собой государство, фактически в полной мере интегрированное в экономико-правовой контекст ЕС, однако без права членства в данном образовании. Достаточно сказать, что в документах Европейской службы внешних действий Молдова именуется главным партнером Евросоюза в рамках программы "Восточное партнерство", а европейский вектор Кишинева закреплен в самом названии национальной дипломатической службы – МИДЕИ: Министерство иностранных дел и европейской интеграции.
То есть внешняя политика Молдовы в основном сведена к стремлению "стать частью объединенной Европы", что отражается во всех сферах молдавской действительности. На сегодняшний день Кишинев имплементировал в национальное законодательство 16 тысяч стандартов ЕС из общего количества в 25 тысяч, более 60% молдавского экспорта направляется в страны Европейского союза. Европейскую символику можно встретить в РМ фактически повсюду, продвижением "европейских ценностей" на зарубежные гранты заняты сотни неправительственных организаций. Курс на евроинтеграцию был объявлен еще в годы правления "коммуниста" Воронина, и с тех пор молдавское правительство сохраняет верность своей мечте и выполняет все рекомендации старших товарищей из Брюсселя, а также международных финансовых организаций в части различных "реформ".
При этом Молдова остается самой бедной страной в Европе, примерно треть жителей вынуждена искать работу за границей, а более 60% домохозяйств имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ. Здесь нужно пояснить, что в настоящее время среднестатистический житель Молдовы, проживающий в квартире площадью 50 м2, должен заплатить ежемесячно порядка $100, притом что размер средней пенсии в стране на начало 2017 года составлял около 64$.
Справедливости ради стоит отметить, что власти ЕС периодически подвергают критике руководство Молдовы по причине запредельного уровня коррупции, имитационного характера многих преобразований и олигархического режима управления, созданного под лозунгами европейской интеграции и демократии. Более того, в 2015 году генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд в своей статье для The New York Times назвал Молдову "захваченным государством" (captured state), что позже стало весьма популярным определением для молдавского режима в политических и экспертных кругах Евросоюза.
Кто захватил Молдову?
Основным "захватчиком" Молдовы называют олигарха и по совместительству руководителя правящей Демократической партии Влада Плахотнюка. Именно этот человек, по мнению молдавских и зарубежных аналитиков, контролирует экономику, законодательную и исполнительную власть в небольшом государстве.
В свое время Плахотнюк начинал в рядах молдавской Компартии, однако впоследствии "переобулся" в респектабельного демократического политика. Время от времени олигарх публикует статьи в различных престижных изданиях ЕС и США, где рассуждает о правах человека, демократии и будущем родной Молдовы. Считается, что для улучшения собственного имиджа Плахотнюк даже нанял известную североамериканскую лоббистскую фирму Podesta Group, политтехнологи которой в свое время работали в избирательной кампании Хиллари Клинтон.
Однако, несмотря на все усилия, статьи в журналах, протокольные встречи с американскими сенаторами и бизнесменами, "своим" для Запада Плахотнюк так и не стал. Там уверены, что его состояние имеет криминальное происхождение, а методы управления весьма далеки от "демократических". Союз с Плахотнюком дурно пахнет, кроме того, на Западе принято доверять лишь тем кадрам из стран бывшего СССР, кто был выращен в пробирках "третьего сектора", прошел обучение в США, работал в международных организациях. Поэтому "хозяина Молдовы" скорее терпят, чем любят, и при любой возможности поменяют на действительно "европейского" политика, не имеющего клейма принадлежности к "русской мафии" (притом, что именно по инициативе РФ Плахотнюк был недавно объявлен в международный розыск).
При чем здесь Додон?
Эта замена готовилась уже осенью 2016 года, когда в ходе президентских выборов в РМ Запад открыто поддерживал выпускницу Гарвардского института, бывшую сотрудницу Всемирного банка Майю Санду, однако здесь в дело вмешались субъективные факторы. Нужно сказать, что "европейская интеграция" далеко не консенсусный выбор молдавского народа, в стране весьма сильные пророссийские настроения, более 500 тысяч молдаван постоянно находятся на работе в РФ, в крупных городах распространен русский язык и не менее 90% верующих относят себя к Молдавско-Кишиневской метрополии Русской православной церкви. К тому же потери молдавской экономики после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и разрыва многих связей с Россией составили в 2014-2016 годах не менее $320 млн.
Естественно, подобная политическая ниша должна была быть заполнена, поэтому на месте обанкротившейся Коммунистической партии была создана Партия социалистов Республики Молдова, кандидатом от которой на выборах 2016 года и стал действующий президент Игорь Додон. Этот политик, выступавший под лозунгами внешнеполитического нейтралитета, социальной справедливости, традиционных ценностей и восстановления партнерских связей с государствами СНГ и Россией в частности, выиграл выборы с результатом в 52,11%, чем сумел сильно спутать карты Западу и одновременно "законсервировать" режим Плахотнюка.
Здесь надо учитывать, что Молдова – парламентская республика, и власть президента носит скорее формальный характер, а реальное управление остается за правительством и парламентским большинством. Поэтому, выбирая между Додоном и Плахотнюком, Запад был вынужден оставить в покое "своего парня", после чего в Молдове вдруг прекратились акции протеста, сотрясавшие "захваченное государство" на протяжении 2016-го года.
Соответственно, после инаугурации перед Додоном стояли вполне конкретные задачи по укреплению своей власти, и здесь надо разобраться, с какими результатами команда президента встретила наступление нового года. Изначально социалисты планировали провести консультативный референдум об усилении полномочий главы государства, добиться досрочных выборов, сместить путем локального плебисцита мэра Кишинева Дорина Киртоакэ, назначить лояльного человека на пост министра обороны. На сегодняшний день ни одна из этих задач не была выполнена, все политические кампании закончились неудачно. Более того, правящей коалиции удалось через Конституционный суд продавить решение о возможности "временного отстранения" президента для производства нужных назначений в обход его вето. Сразу оговоримся, что речь не идет о смещении Додона, однако очевидно, что в нынешних условиях президент в Молдове – это сапожник без сапог, которого в любой момент могут отодвинуть в сторону.
В актив Додону можно занести лишь успешную внешнеполитическую деятельность, встречи с президентами России и Беларуси и явную поддержку со стороны Владимира Путина. Вследствие этого была объявлена амнистия трудовым мигрантам из Молдовы, восстановлены поставки отдельных видов молдавской продукции на российский рынок. Таким образом, благодаря Додону и социалистам, десятки тысяч молдаван получили практические результаты в плане улучшения жизни, рейтинг президента и близкой к нему ПСРМ остается достаточно высоким. Мандат действующего состава парламента истекает в ноябре 2018 года, а это значит, что впереди у Молдовы – очередная политическая баталия. Очевидно, что социалистам необходимо получить парламентское большинство и "менять" Конституцию под президента, однако, во-первых, непонятно, как на это отреагируют США и Румыния (нельзя исключать попытку "цветной революции"), а во-вторых, неясно, в состоянии ли команда президента взять власть. Будущие выборы пройдут по пропорционально-мажоритарной системе, и многие эксперты опасаются, что хитроумный Плахотнюк банально "перекупит" депутатов-мажоритарщиков.
Резюмируя, надо отметить, что будущее Молдовы остается весьма туманным, и главное для этой страны – "пройти по канату", избежать риска гражданской войны, что в еще большей степени актуально с учетом замороженного приднестровского конфликта.