Больше денег, больше власти, больше имущества: а можно стать успешным без сволочного характера? Мнение
Сегодня в кафе человек за соседним столиком испортил мне все сырники. Нет, не то чтобы он курил, или матерился, или обливал посетителей супом. Просто он постоянно хамил девушке-официантке. Вроде того, что если можешь себе позволить завтрак в «Юнион Кофе», то состоялся в жизни. Так сказать, добился всего… А она — да кто она? Люмпен, холопка, чернь. И началось.
«Вы мне принесли кофе пять минут назад, он холодный, я не буду его пить, поменяйте…». «Вы не добавили мне в бутерброд сыру. Добавили? А я его не чувствую! Не хочу его есть!». «Я просил тридцать граммов масла, а вы принесли тридцать один…».
Девушка сносила грубость стоически. Я бы так не смог, хоть и работаю в сфере обслуживания. Как отказать себе в удовольствии вылить зазнайке латте за шиворот? Подумаешь, уволят…
Ну да бог с ними с обоими. Этот прецедент скорее доказывает, что сервис в заведениях у нас все более становится зрелым и развитым. В отличие от иных посетителей.
Вопрос же, который пришел в этой связи мне в голову, звучит так: «Можно ли добиться в жизни успеха и при этом остаться хорошим человеком?».
Ну вот кто приходит в голову, когда пытаешься вспомнить по-настоящему успешных людей? В основном это люди публичные: политики, бизнесмены, актеры, музыканты…
Вы сможете назвать хоть одного честного политика? Если да, то либо вы наивны, либо мы про него чего-то не знаем. Думаю, даже за Ганди и Манделой водились грешки. Не говоря уже о таких мегауспешных персонажах, как Наполеон, Сталин или Берлускони.
Людей бизнеса тоже вряд ли можно назвать душками. Стив Джобс, например, неоднократно в запале спора выбрасывал людей из окна. Благо кабинет его был на первом этаже. Но получить от начальства множественные порезы стеклом — так себе удовольствие. Рокфеллер, Форд, современные олигархи — в общем-то, те еще сволочи!
Актеры и музыканты вовсю стараются выглядеть безгрешными херувимами. Ну по крайней мере та их часть, что не развивает свой личный бренд через желтые газеты и ссылочки, начинающиеся со слова «ШОК!». На поверку обычно оказывается, что они так же сквернословят, подличают, разводятся и бьют ассистентов, как и простые смертные (при условии, что у последних есть ассистенты). А некоторые еще и пристают ко всем, до кого могут дотянуться, как недавно выяснилось.
Откровением стала для меня статья-характеристика на кумира моего детства, лучшего баскетболиста всех времен и народов, Майкла, Его Воздушество, Джордана. Для тех, кто этим видом спорта не увлекается, то есть почти для всех, поясню. Джордан в баскетболе — это то же самое, что Пеле в футболе, Бобби Фишер в шахматах, Сергей Бубка в прыжках с шестом. Запредельно талантливый спортсмен, выигравший за карьеру вообще все.
Так вот, выяснилось, что господин Джордан, кумир миллионов, гнобил менее одаренных товарищей по команде, оскорблял соперников, требовал абсурдной зарплаты, а также откровенно завидовал коллеге, которому удалось на какое-то время очаровать Мадонну. У Майкла было просто невероятное эго. В любой сфере он видел соперничество и стремился стать лучшим.
И вот интересная такая штука. С одной стороны, это самое эго двигало его всю жизнь вперед. И продолжает двигать по сей день, поскольку Джордан жив-здоров, владеет разными бизнесами и вообще является одним из богатейших спортсменов. Он достиг столь многого благодаря своему раздутому самомнению! И ровно это же самомнение помешало ему достичь еще большего.
Баскетбол очень похож на жизнь. Это командный вид спорта. Как бы ты ни был крут, ты не можешь сделать результат один.
В итоге. Помог ли Джордану его сволочной характер, его желание доминировать в любом аспекте жизни, его самолюбование, несгибаемая воля к победе? Или, будь он более дружелюбным, добился бы еще большего?
Кто-то скажет, что без амбиций — никуда. И, наверное, будет прав. Нельзя стать директором, если ты даже не метишь на это место. Так не бывает. Должна быть цель. Только тогда она становится хотя бы в теории достижимой.
Good guys finish last, гласит американская пословица. И, знаете, это очень по-американски. В одном очень крутом тамошнем банке соревновательный дух ставился чуть ли не выше профессионализма. Это не то, что у нас. Мало того что коллеги, сидевшие в одном кабинете, не знали, кто сколько зарабатывает. Они еще и терпеть друг друга не могли. Начальство так им и говорило. «Это не коллеги рядом. Это ваши конкуренты. Ваша задача — их всех уделать!».
Ирония же в том, что банк, о котором я говорю, назывался Lehman Brothers. C его падения, самого громкого в истории современной экономики, начался всемирный кризис 2008-го года…
И тут даже американцы задумались. А правильно ли они делали? Я имею в виду, верно ли успех мерить деньгами? Известностью? Властью? Лайками, в конце концов?
Словарь Ожегова считает, что да. Успех — это «удача в достижении чего-либо», «общественное признание», «хорошие результаты в работе, учебе»…
Мы ставим себе цели (по крайней мере те из нас, кто не проводит вечера с пивком у телевизора), достигаем их или стараемся достичь. Получаем дипломы, премии, открываем фирмы, успешно завершаем проекты, покоряем женщин, покупаем машины, крутые телефоны, английские туфли. Мы добиваемся денег, признания заслуг, занимаем должности, увеличиваем жилплощадь и свое место под солнцем.
Самые продвинутые из нас даже, бывает, выходят из зоны комфорта, чтобы стать еще круче: смелее, увереннее, сильнее. Мы прокачиваем скилы, как принято сейчас говорить, чтобы достигать еще больших целей. Еще больше денег, еще больше власти, еще больше влияния, еще больше имущества…
Наше эго постоянно толкает нас. Вперед и вверх. Не отстать, не проиграть, не показать слабости, не дать повода усомниться.
Да, кто-то сойдет с дистанции. Сопьется, подсядет на игровые автоматы, запутается в любовницах, проведет месяц-другой в Новинках с нервным истощением. Отряд не заметит потери бойца.
И вот где в этой системе координат, которую нам навязывают (а мы охотно ее принимаем), понятие «хороший человек»?
Почему никто не учит, что, например, доброта, сострадание, внимание к ближнему — это еще как важно?
Общество так любит героев. Молва с упоением приписывает сверхвозможности любому певцу, депутату, олигарху или даже видеоблогеру. И мы всеми силами стараемся быть на них похожими. А стоит ли?
Как говорится, для любителей этого интересного. Знаете ли вы, что ни деньги, ни власть, ни влияние не могут сделать человека счастливым? И это не какая-то метафизическая или религиозная доктрина. Это медицинский факт. Есть гормон счастья — серотонин. Когда он выделяется, клетки мозга начинают петь и водить хороводы, взявшись за руки, а мы испытываем ни с чем не сравнимое ощущение единения с миром и Вселенной.
Этот чудесный гормон выделяется, когда мы общаемся с другими людьми, причем обязательно вживую. Социальные сети здесь не помогут, равно как и мессенджеры. Еще мы становимся более счастливыми, когда мы помогаем другим. Уровень серотонина растет, когда мы спим, когда занимаемся чем-то вдумчиво, не отвлекаясь. Когда занимаемся спортом. И когда готовим. В идеале — для кого-то другого, например, для родных и близких.
Заметьте, в этом списке вообще нет успеха — в его распространенном понимании. Не обязательно быть богатым и знаменитым, чтобы общаться с друзьями или делать что-то полезное.
Посты далай ламы о сострадании, взаимопонимании, о том, что мы все, независимо от рас, национальностей и вероисповедания, братья и сестры, похожи на общем фоне на бормотание деревенского дурачка. Мне кажется, никто не воспринимает всерьез его слова, очень глубокие, несмотря на внешнюю простоту. Прочитают, кивнут и пойдут дальше: толкаться локтями, добиваться, отстаивать, кусать друг друга за головы в погоне за счастьем, которое совсем не там. Максимум — поставят лайк.