Белорусские ученые предложили способ предотвращения гибели диких животных на дорогах
Интенсивное движение автотранспорта на республиканских дорогах представляет опасность для лесных обитателей, многие из которых становятся жертвами и виновниками ДТП со смертельным исходом, пишет «СБ Беларусь Сегодня».
— Ежегодно аварий с участием копытных происходит не один десяток. Печальное лидерство здесь принадлежит трассе Москва — Брест, — говорит заведующий сектором экологической оценки преобразований окружающей среды НПЦ НАН по биоресурсам Руслан Новицкий. — Причем, помимо зверей, в таких происшествиях гибнут в среднем пять человек в год и до 45 оказываются на больничной койке с травмами различной степени тяжести. Среди наиболее смертельно опасных месяцев — июнь, август, сентябрь и октябрь.
Специалистами Научно-практического центра была проведена кропотливая работа. Три года ушло на выявление мест, на которых происходят ДТП с участием копытных. Их оказалось более 280. В процессе исследований ученые пришли к выводу, что применяемые на современном этапе ограждения вдоль дорог не только малоэффективны, но и вредны.
— Установка исключительно только металлических сетчатых конструкций (без проходов), как это сейчас практикуется, создает еще больше проблем, — считает Руслан Новицкий. — Они легко повреждаются (часто это делают, например, местные жители во время сбора грибов и ягод). В результате через эти «прорывы» животные попадают на трассу, но не могут найти выход. Звери пугаются, начинают метаться по дороге и соответственно провоцируют еще больше аварий.
Самый действенный способ — это оснащение дорог специальными и комбинированными проходами или мостовыми конструкциями для различных видов животных.
— Конечно, это требует материальных затрат и научно обоснованных объектно ориентированных мер (оборудование направляющих конструкций, кормовых полей, солончаков, создание местообитаний отвлекающих животных от автодороги и других биотехнических мероприятий), — поясняет специалист. — Но при этом на многие годы будет обеспечена гарантия безопасности. Например, когда такой вариант был внедрен в странах Западной Европы, количество смертельных ДТП с участием животных сократилось в разы.