Объективная оценка ситуации "в глубинке" и поиск новых "точек" роста

Источник материала:  
21.12.2017 12:43 — Разное

Утвержденная правительством новая Доктрина продовольственной безопасности до 2030 года является по своей сути "дорожной картой" или "руководством к действию" для соответствующих госведомств, организаций и предприятий по улучшению текущей ситуации в сфере производства и потребления продуктов сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Документ закладывает основы для создания до 2030 году равномерного доступа во всех регионах республики различных социальных слоев населения к качественному и сбалансированному питанию.

В настоящее время в республике есть существенные диспропорции в потреблении мяса, рыбы, молочных продуктов, кондитерских изделий, фруктов, овощей и т.д. Основная причина плохого питания, безусловно, кроется в неравномерном распределении доходов в разных районах страны (город/сельская местность). Недостаток денежных средств приводит к тому, что в рационе питания населения на смену необходимым и относительно дорогим продуктам (рыба, мясо, фрукты, орехи) приходят наиболее доступные местные виды продовольствия, в первую очередь, картофель.

Неправильное питание формирует условия к снижению качества и продолжительности жизни, росту заболеваний и уровню смертности. Наиболее уязвимыми в этом вопросе остаются семьи с детьми. Плохое питание детей, особенной в период их интенсивного роста, негативно сказывается на формировании иммунитета, что ведет к частым простудам и заболеванию, увеличивая нагрузки на отечественную медицину.

Без значительного повышения покупательной способности населения (уровня оплаты труда) и одинакового доступа к современным и качественных продуктам (т.е. наличия разветвленной сети современных магазинов в самых удаленных населенных пунктах республики) нельзя говорить об улучшении структуры питания жителей нашей страны.

На фоне относительно низкого уровня заработной платы в регионах наблюдается и невысокая производительность труда в сельском хозяйстве, что негативно влияет на эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках.

При этом, несмотря на значительную господдержку, уровень рентабельности реализованной продукции, товаров, работ, услуг в сельхозорганизациях Республики Беларусь (0,6% в 2015 году) является низким и не позволяет аграрным предприятиям вести бизнес самостоятельно и полноценно без ожидания очередных государственных вливаний. Такие условия приводят к росту убыточных хозяйств, снижению их собственных оборотных средств, увеличению закредитованности.  

Доктрина, освещая вышеуказанные проблемы, определяет и ключевые параметры улучшения ситуации в виде снижения доли питания в структуре потребительских расходов населения с 41-42 до 33%. за счет роста доходов в 1,14 — 1,24 раза к 2030 году. Такой рост должен быть достигнут на фоне повышения уровня рентабельности продаж до 11 — 13%.

Вместе с тем, данный документ не дает исчерпывающего ответа каким образом будут достигнуты такие цели. Да, Доктрина вводит систему ежегодной индикативной проверки и корректировки данных показателей. Однако, не позволяет понять, как и каким образом будет повышен уровень оплаты труда и будет обеспечено повсеместное распространение современного уровня ритейла (розничной торговли).

Для реализации амбициозных целей в течение ближайших 10-12 лет, по моему мнению, требуется внесение кардинальный изменений в системе управления аграрным, производственным и торговым секторами, значительное повышение уровня взаимодействия и эффективности их деятельности, устранение неденежного товарооборота, нацеленности на реальный (в виде чистой прибыли), а не на формальный результат агропредприятий, объединений, холдинговых структур и розничной торговли.

←Глазами болельщика: как хоккей побеждает рак

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика