Как встать с дивана и начать работать
Самурай всегда начинает с самого сложного дела. Эта японская мудрость, коллеги, работает даже за пределами средневековой Японии: иногда имеет смысл быстро расправиться с «самым сложным», чтобы снять с души давящий на неё груз.
Так, например, если вам предстоит неприятный телефонный звонок или, скажем, мучительное физическое упражнение, лучше не оттягивать удовольствие, а выполнить задуманное вот прямо сейчас — даже если для этого вам придётся оторваться от чтения моего текста. Просто скажите себе «делаю на счёт пять», потом просчитайте про себя от одного до пяти, а на счёт пять начните делать то самое оттягиваемое вами дело.
Логика тут понятна: если заранее принять решение делать все неприятные дела немедленно, начинать будет гораздо проще, ну а начало это, как известно, половина дела. Однако, к сожалению, самурайский метод применим только для коротких дел: когда речь идёт не об одном взмахе меча, а о долгом напряжённом труде, самурайский метод уже не так эффективен.
Представьте, утром вы расположили свои дела по сложности: самое сложное на первом месте, самое лёгкое на последнем. Выпили кофе, сели за компьютер и решили немного потупить в интернете, прежде чем у вас наберётся достаточно энергии, чтобы приступить к работе.
В этот момент возникает весьма неприятный разрыв между вашими силами и вашими намерениями. У вас есть, допустим, 20 единиц воли. На самое сложное дело нужно, допустим, 60 единиц. Так как уровень воли недостаточен, вы не можете заставить себя приступить к сложному делу. Зажмуриться и прыгнуть по-самурайски тоже никак: на задержке дыхания это сложное дело не одолеть, нужно потратить как минимум час. Остаётся только сидеть и ждать, покуда подступающий дедлайн не придаст вам достаточно энергии, чтобы таки сделать всё в последний момент.
Из этого наблюдения можно вывести нехитрую методику борьбы с прокрастинацией, привычкой откладывать важные дела на потом.
1. Утром решительно садимся за стол и составляем список дел на день. Времени на составление списка уходит обычно немного, так что особых усилий от нас это не потребует.
2. Выбираем из списка самые короткие и лёгкие дела, которые можно сделать за один присест. Набрать чей-либо номер телефона, заправить кровать, поменять лампочку. На неприятность дел особого внимания не обращаем, смотрим только на время их выполнения.
3. После того, как первые несколько мелких дел будут выполнены, наш уровень силы воли повысится достаточно, чтобы приступить к чему-нибудь длинному и важному.
Если сравнивать эту методику с чисто самурайской, «начинать с самого важного», то у неё есть в российских условиях два важных преимущества.
Во-первых, «самурай» хоть в итоге и делает обычно одно важное дело за день, однако делает он его, как правило, или поздно, перед самым дедлайном, или рано, но с таким звероподобным усилием, что на другие дела не остаётся уже никаких сил. Более мягкий принцип «начать с самого лёгкого», напротив, оставляет в дневном графике достаточно времени и на мелочёвку.
Во-вторых, несделанные, нависающие, переходящие изо дня в день дела снижают уровень удовлетворённости собой в организме. Человек так устроен, что закончив пять мелких дел он чувствует себя куда как более трудолюбивым и организованным, чем после окончания одного крупного дела. Это очень важно, так как когда мы собой довольны, у нас остаётся гораздо больше сил и энергии для работы, чем в те дни, когда мы считаем себя безнадёжными лентяями.
Чтобы избежать ненужных споров замечу, что теоретически встречаются в природе люди с железной силой воли, которым такого рода хитрости не нужны: они просто берут и делают всё запланированное, как делал это Володя Ульянов из душеспасительных брошюр моего советского детства. В реальной жизни однако я таких людей за мои почти что 40 лет жизненного опыта пока что не встречал. Из этого я могу сделать вывод, что человек с непробиваемой силой воли — крайне редкое существо, и что среди моих читателей таковых вряд ли наберётся более двух-трёх особей.