Для выхода на рынки ЕС белорусским компаниям нужно улучшать управление

Источник материала:  
27.11.2017 19:18 — Разное
Для выхода на рынки ЕС белорусским компаниям нужно улучшать управление

К следующему саммиту Восточного партнерства, который состоится через два года, Беларусь выйдет на новый уровень сотрудничества с Европейским союзом.

На следующем саммите будут подписаны соглашения, о которых все будут говорить. Такую надежду выразил на пресс-конференции в Брюсселе по итогам прошедшего на минувшей неделе саммита Восточного партнерства министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей, говоря о ходе подготовки базового соглашения о партнерстве с ЕС, пишет Thinktanks.by.

На слишком быстрый прогресс в развитии связей с Евросоюзом белорусская сторона после длительного периода охлаждения не рассчитывает. И все же в ближайшей перспективе наша страна надеется на получение финансовой помощи и реализацию совместных проектов в области транспорта, регионального развития и в других сферах. Также министр иностранных дел заявил о важности развития торговли с ЕС. По словам Владимира Макея, Беларуси нужно диверсифицировать внешнеэкономическую сферу, чтобы «уйти от зависимости от какого-то одного источника, какого-то одного направления».

На данный момент сальдо торговли между Беларусью и ЕС положительное, и частично оно перекрывает традиционный дефицит в торговле с Россией. Однако проблема заключается в том, что в основном на европейский рынок наша страна поставляет нефтепродукты, произведенные из российского сырья. Недавние события показали, насколько зависимым является экспорт  Беларуси от поставок нефти из России. Полное возобновление поставок этих продуктов эксперты называют одной из основных причин восстановления белорусской экономики в текущем году. Для того, чтобы более полно использовать потенциал экономического сотрудничества с ЕС, необходимо значительно увеличить и разнообразить экспорт продукции, производимой белорусскими предприятиями. Сделать это в ближайшем будущем проблематично в силу разных причин, среди которых низкая конкурентоспособность белорусских товаров и меры по защите рынка, действующие в Евросоюзе.

В скором времени улучшения условий торговли с ЕС ждать не приходится

Судя по высказываниям представителей европейсих организаций, работа над повышением конкурентоспособности белорусских предприятий в ближайшее время является более реалистичным сценарием выхода на рынки ЕС, поскольку снятия барьеров в торговле пока не планируется.

Значительным барьером для выхода белорусских товаров на рынки ЕС являются действующие в Евросоюзе высокие пошлины. «Для того, чтобы иметь преференциальный доступ на рынки Евросоюза, надо иметь соглашение о преференциях», - заявил высокопоставленный чиновник ЕС, отвечая на вопрос Thinktanks.by  (по условиям проведения брифинга имя представителя Евросоюза не разглашается). Он также напомнил, что Беларусь до сих пор так и не вступила во Всемирную торговую организацию, что позволило бы ей значительно улучшить условия доступа товаров на европейские рынки. Переговоры о присоединении к ВТО наша страна ведет с большими перерывами уже не одно десятилетие. Сейчас появилась надежда, что они сдвинулись с мертвой точки: во время недавнего визита в Минск председатель рабочей группы по присоединению Беларуси к ВТО Кемаль Маденоглу предположил, что присоединение Беларуси ко Всемирной торговой организации может произойти через два года при условии, что белорусская сторона проявит в этом процессе устойчивую вовлеченность.

Еще одним сложным для многих белорусских предприятий моментом при выходе на европейские рынки является необходимость сертификации продукции. На данный момент пройти процедуру регистрации решились единицы: она занимает много месяцев и требует большого количества согласований. Даже при наилучшем сценарии развития отношений Беларуси с Евросоюзом попасть на рынки европейских стран без получения сертификата не получится. «Сертификация не имеет ничего общего с дискриминацией. У нас есть определенные стандарты, которым нужно соответствовать. В этом нет ничего общего с политикой», - подчеркнул высокопоставленный представитель Евросоюза.

Другими словами, в ближайшие годы единственной возможностью выхода на рынки ЕС для белорусских предприятий является повышение конкурентоспособности. Для того, чтобы попасть на европейские рынки, белорусским предприятиям нужно улучшать бизнес-процессы, усиливать маркетинг и работать над самим продуком, заявил директор ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Франсис Малиж, отвечая на вопрос Thinktanks.by.  «Белорусы могут любить свое молоко, масло, куриное мясо – но все это может быть не по вкусу жителям Франции, Германии или Бельгии. Вопрос не только в том, чтобы производить эти продукты по европейским стандартам. Вопрос также в маркетинге, в умении соответствовать вкусам потребителей».

По мнению представителя ЕБРР, изменение системы управления предприятий может стать ключевым фактором в продвижении их товаров на европейский рынок. «У нас есть программы, которые помогают малому и среднему бизнесу подняться. Предприятия нужно поддерживать в первую очередь консультированием, чтобы они стали более профессиональными, установили лучшие стандарты с точки зрения финансирования, фокусировки, здоровья и безопасности работников, ввели продуктовые стандарты, которые дадут им возможность экспортировать не только в страны ЕврАзЭС, но также и в страны Европейского союза. Тогда они смогут привлечь и финансирование от нас», - сказал Франсис Малиж. Представитель ЕБРР не сказал, какие именно предприятия банк намерен поддерживать консультациями и финансированием в первую очередь. При этом наиболее перспективными отраслями с точки зрения выхода на рынки ЕС он назвал легкую промышленность и технологичные производства. Он отметил, что ЕБРР также хотел бы помогать белорусским предприятиям агропромышленного комплекса.

←СК: рабочего проткнуло доской из-за нарушения правил охраны труда

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика