"Робко просят Geely Atlas". Самые популярные марки авто, которые чиновники заказывали в 2017 году
На открытии завода «БелДжи» Александр Лукашенко сказал, что импортные машины чиновников будут постепенно заменять на собранные в Беларуси Geely. Мы изучили сайт госзакупок и выяснили, какие модели и марки пользуются у белорусских чиновников особенным спросом. Спойлер: это не китаец белорусской сборки!

Geely в приоритете, но не на первом месте
Цена седана бизнес-класса Geely Emgrand GT — 53 тысячи рублей (в эквиваленте — около 26 тысяч долларов). За такие деньги предлагается авто средней комплектации Comfort. Под капотом у нее 1,8-литровый турбомотор мощностью 163 «лошадки» и 6-диапазонная АКП. Впрочем, в максимальной комплектации стоимость этой марки доходит до 60 тысяч рублей, а это уже больше установленного лимита на стоимость авто чиновников (максимальная стоимость авто для чиновников эквивалентна 25 тысячам евро. — Прим. TUT.BY). Поэтому спросом пользуются именно «средние» версии. Заказов на этот автомобиль мы насчитали не меньше десятка.

Кроме популярных у чиновников седанов Geely Emgrand 7 и кроссоверов Emgrand X7, госслужащие еще до официального открытия завода «БелДжи» начали робко заказывать кроссовер Geely Atlas. Стоимость авто — 32 тысячи бюджетных рублей (порядка 16 000 долларов).
Отметим, что в тендерной заявке марка автомобиля указывается далеко не всегда — обычно пишут просто «легковой автомобиль». Но подробные технические характеристики желаемых автомобилей позволяют однозначно идентифицировать марку и модель — трансмиссия, весовые параметры, характеристики кузова не оставляют шансов быть не узнанными.

Кстати, ровно за такую же сумму — 32 тысячи рублей — гомельские чиновники готовы были приобрести еще один автомобиль белорусской сборки. Это кроссовер Zotye T600. За такие деньги предлагается базовая версия автомобиля с полуторалитровым тубомотором мощностью 162 лошадиные силы.
Можно вспомнить несколько заявок на еще один «почти белорусский» автомобиль — это бюджетный седан Citroen C-Elysee, хотя белорусского в нем по сути ничего нет. Тем не менее, автомобиль позволяет поддержать лозунг «Купляйце беларускае!».
В тренде — Lada
Среди самых популярных можно выделить Lada 4x4 и Largus. Они в заявках встречаются чаще всего. Нестареющая «трехдверка» пользуется спросом у любых госструктур, которые так или иначе связаны с инспектированием лесного или сельского хозяйства.
Здесь выбор комплектаций и версий невелик — один мотор, одна трансмиссия. Добавить можно разве что кондиционер. В тендерных заявках ограничивались суммой 15 тысяч рублей. Более дорогой Chevrolet Niva пользуется меньшим спросом.
Largus в силу своей универсальности берут все и много, останавливаясь обычно на средних уровнях комплектации.
А вот желающих купить Lada Granta — считанные единицы. Автомобили заказывали в дешевых версиях, с самым слабым 1,6-литровым бензиновым двигателем. Также в заявках на закупки были замечены Lada Vesta и Lada Vesta Cross, которая лишь недавно дебютировала на белорусском рынке.
Российские «иномарки»
Среди иномарок российского производства устойчивым спросом пользуется большой лифтбэк Skoda Octavia. При этом чиновники не давали разгуляться фантазии и в технических заявках указывали не самые дорогие версии, с простым бензиновым двигателем 1,6 литра и «механикой». Хотя при желании стоимость Octavia можно легко загнать за рамки лимита в 25 тысяч евро.

Но в большинстве случаев требования к комплектаци ограничивались наличием кондиционера, электропакета и круиз-контроля.
А вот более доступный Skoda Rapid встречается в заявках очень редко.
Парочка Renault Sandero/Logan не слишком популярны при госзакупках. Те, что есть, заявляются в не самых дорогих версиях. Ни кроссовер Duster, ни более дорогой Kaptur спросом у госчиновников не пользуются.

Некоторым нравится подороже
Обнаружили мы и много нестандартных заявок, когда стоимость автомобиля превышает установленный лимит в 25 тысяч евро. В заявках на приобретение пассажирских микроавтобусов фигурировали суммы от 75 до 140 тысяч рублей. Встретились и две иномарки Hyundai Tucson и VW Caddy Maxi за 55 тысяч рублей каждая.
Как угадать автомобиль по заявке? Смотрим на габаритные размеры, которые указаны с точностью до миллиметра. Под такие данные попадает только Hyundai Tucson.
Мы ждем перемен
В связи с запуском завода «БелДжи» и обещанием Лукашенко подключить административный ресурс для стимулирования покупки отечественных автомобилей в следующем году можно ожидать ажиотажного спроса на автомобили Geely. Правда, пока неизвестна судьба бизнес-седана Emgrand GT. Решение о продолжении его сборки пока не принято.
В случае прекращения производства можно предположить, что чиновники с удовольствием пересядут на Toyota Camry. Базовые версии японского бизнес-седана укладываются в лимит по закупкам.
В 2016 году на сайте госзакупок было размещено около 180 заявок на приобретение новых легковых автомобилей за бюджетные средства. А уже в 2017-м этих заявок мы насчитали в два раза больше.