"Вам наверняка скажут, что "вырастут из них дебилы и овощи"": история женщины, которая родила недоношенных
На этой неделе в мире отмечается не только День студента, но и Международный день недоношенных детей. Чтобы поддержать семьи, которые столкнулись с рождением ребенка раньше срока, LADY.TUT.BY публикует историю матери, которая рассказывает, с чем ей пришлось встретиться после родов.
Вместо знакомства
Меня зовут Даша, мне 32, и мои дети родились недоношенными. Я не пила и не курила, я никогда не болела ИПП и не пострадала ни от одной бактерии во время беременности. Я не знаю, что и когда пошло не так. Но за неделю до моих родов у меня начало дико зашкаливать давление, а потом однажды ночью — чик. Но обо всем по порядку.
Как рождаются недоношенные дети
Ночью 18 декабря, в 00.58 я проснулась. Тогда я просыпалась очень часто по ночам: кровать была ужасно жесткой и узкой, живот — огромным, а еще постоянно хотелось в туалет. Повертелась в постели, не нашла удобной позы и заснула снова. Проснулась ровно через час. Снова покрутилась и услышала вполне себе явный «щелк». И тут же оказалась в теплой луже. Отошли воды. 35 недель и 4 дня. Рано, но… Но вот что ты с этим сделаешь? Поэтому без паники включила свет, разбудила такую же беременную соседку и попросила позвать акушерку. Дело было в роддоме, что было как нельзя кстати. Почти через три часа всех мыльно-рыльных процедур, записей ЭКГ, осмотров и манипуляций я лежала на операционном столе. В 04.48 и 04.49 на свет появились две мои маленькие дочки. Я этот момент проспала под общим наркозом. Но именно тогда я стала мамой недоношенных детей. Не-до-но-шен-ных. В ближайшие месяцы я буду слышать это слово постоянно. И не сразу, но я пойму, как с этим жить, бороться и стать лучше всех.
Первые дни
Недоношенных детей очень-очень много. Двойняшки и тройняшки. И одиночки. А следовательно, много и их родителей. Так что когда спустя три дня мне разрешили увидеть своих детей, то я попала в настоящую очередь навещающих. Правда, у меня был, если можно так сказать, «привилегированный» проход. Меня привезли на эту встречу из взрослой реанимации в детскую на инвалидном кресле. На этом привилегии закончились. Как и остальные младенцы, мои лежали в пластиковых кювезах с датчиками и проводами на ужасно крошечных ножках и ручках. Что мне хотелось сделать больше всего? Подержать и обнять малышек. Но нет, нет и еще раз нет (кстати, я смогу это сделать, когда им исполнится по 10 дней). А пока разговоры с реаниматологом, страх неизвестности и ком в горле.
Спустя 10 дней после родов меня перевели в отделение для недоношенных детей. Детей туда тоже перевели, правда двумя днями ранее. Мы наконец-то были вместе. НО! У таких прекрасно развивающихся в животе малышей оказалась такая куча диагнозов, что названия их читать было страшно, не то что гуглить. На курс лечения были назначены настолько серьезные препараты, что от них тоже могли появиться новые риски. Тугоухость, например, от антибиотиков последнего поколения. И снова никаких прогнозов, никаких обещаний. И не потому, что врачи такие плохие, а потому, что специфика у младенцев такая. Они живут здесь и сейчас. Сами дышат, сами едят, правда через зонд во рту. Уже успех.
В какой-то момент я решила, что с ума сойду от всей этой истории. И поэтому буду делать то единственное, что от меня зависит: кормить и ухаживать. Набирать вес и стремиться к выписке. И обследоваться, раз уж есть такая возможность. Лечение оставить врачам, в конце концов, все было хоть и страшно, но не непоправимо.
Это было очень правильным решением.
Дома и снова в больнице
Спустя месяц после рождения мы втроем наконец попали домой. Жесткий режим сохранялся, как и в стационаре, а вот еду я смогла готовить себе получше. Девочки стали гораздо спокойнее, а к 2,5 месяцам они начали спать всю ночь напролет. Созрела сетчатка глаз, суставы, закрылись открытые овальные окошки в сердечках. То есть, всё то, что обычно созревает еще в утробе матери.
Но в их три месяца я распереживалась. Девочки не хотели начинать держать голову — а это первый и важный этап развития. Даже после курса массажа ничего не вышло. Невролог расписала схему лечения и предложила пройти дообследование в РНПЦ «Мать и дитя». Вдруг мы что-то упустили? Самой мне дико не хотелось в больницу, но это, понятно, было не для меня. Мы с детьми отправились туда на две недели. Слава врачам и высшим силам — дело сдвинулось. Прогресс пошел. И, надеюсь, теперь мы к больничной теме никогда не вернемся. Только если проконтролировать какие-то нюансы. К слову, за это время двойняшки ни разу ничем не болели: простуды, ротавирусы и поносы миновали нас стороной.
Хеппи-энд и лайфхаки для «коллег»
Скоро девчонкам исполнится год. К 10 месяцам они официально признаны «полностью соответствующими своему возрасту по психофизическому развитию». Чувствуют себя хорошо и наверстывают прививки, которые раньше им не разрешали делать.
Всего за эти 10 месяцев мы сделали 4 курса массажа, кучу физиопроцедур и занимались-занимались-занимались. Делали зарядку, пели, разговаривали, читали, гуляли. Гуляли просто очень много. Парки наше всё. Съездили отдохнуть и покормить комаров на Браславские озера и на несколько дней в Польшу, перезагрузиться. А с холодами мы освоили торговые центры, кафешки и даже картинные галереи — детям все нравится!
Может, моя история покажется легкомысленной, немного рваной и не видно всех переживаний. Не было легко. И какой бы зажигалочкой я, возможно, ни была, временами накатывало очень сильно. Все мамашки с колясками и семечками во дворе, а мы исполняем 335-е упражнение, заворачиваемся в парафин и рассматриваем картинки контрастных цветов. Но ведь все не зря.
Так что если случилась беда — не рыдайте. И другим не позволяйте. Не оплакивайте заранее своих детей. Они же живые, вот они. Берите их и ухаживайте. Ходите к врачам, нанимайте массажистов, покупайте хорошую еду и лекарства (если они нужны), закаляйте и развивайте. Мойте руки, обрабатывайте антисептиком. И других заставляйте. Для посещений в первые месяцы можно и в маски всех нарядить — не лишнее. А вот кота или собаку оставьте там, где лежат, — для естественного формирования иммунитета. Наша педиатр очень одобряет. Не засовывайте детей в стульчик перед телеком, не торчите на лавке во дворе. Сложно? Не рассказывайте. У вас — скорее всего, один младенец. А у меня есть знакомые девочки, у которых тройняшки, и с ними они справляются одной левой. Я управляюсь с двумя в полном одиночестве. Иногда, очень иногда, подменяет муж. Он у нас за деньги отвечает в основном. Я — за все остальное. И упаси вас Бог читать околомедицинские и мамские форумы, а также комментарии к этой статье — вам наверняка скажут, что недоношенных «не нужно спасать», потому что «вырастут из них одни дебилы и овощи».
Комментарий заведующей отделением недоношенных РНПЦ «Мать и дитя» Юлии Рожко
— В нашей стране около 4,5 тысячи детей в год рождается преждевременно, но уже несколько поледних лет количество преждевременных родов составляет 4%. Недоношенным считается ребенок, рожденный в 37 недель и меньше. По ВОЗ — с 22 недель, но мы выхаживаем с 25 недель, очень редко с 24 недель; в группе 24−25 недель большой процент детей с инвалидностью.
Чем меньше срок гестации (срок полных недель вынашивания. — Прим. ред.), тем больше риск возникновения осложнений во время реанимации и при дальнейшем выхаживании. Особенно высоки риски в группе недоношенных с массой тела менее 1500 граммов или в сроке гестации 28 недель и меньше. Чаще в этой группе развиваются тяжелые кровоизлияния в головной мозг, которые приводят в последующем к инвалидности, например, такой, как детский церебральный паралич. Еще в этой группе часто развивается ретинопатия недоношенных, которая требует хирургического лечения. Слепота стала редкостью благодаря своевременно проводимым операциям. Дети, рожденные раньше срока, нередко после появления на свет нуждаются в искусственной вентиляции легких, что в дальнейшем на фоне глубокой незрелости может привести к развитию фиброза легких. Вывод: основные осложнения — со стороны головного мозга, органа зрения и легких. А для мамы последствия — психологическая травма, стресс. Ведь никто не ждет рождения недоношенного ребенка.
— Таким детям очень важен развивающий уход. В реанимации малыши лежат в специальных гнездах, придающих позу эмбриона, как у мамы в животе — в кувезе, в котором поддерживается температурный режим и влажность. Кувезы покрыты накидками, чтобы создать условия, схожие с утробными — темнота, изоляция лишних звуков, тепло и влага. На втором этапе дети уже лежат в специальных укладках, также имитирующих позу эмбриона. Мамы общаются с детьми, делают им массажи, гладят, разговаривают. Как только ребенок готов находиться вне кувеза, его выкладывают в специальную подогреваемую кроватку с водным матрасом. Чем раньше привлечена мама к уходу за своим малышом, тем быстрее формируется между ними контакт, влияющий на последующее развитие и успехи реабилитации.
Причин для появления ребенка раньше срока много: злоупотребление алкоголем, наркотики, курение, стрессовые ситуации во время беременности, тяжелые физические нагрузки, хронические заболевания у мамы, многоплодная беременность, ЭКО. Часто причину невозможно установить.
— Мы проводили катамнестический анализ, то есть исследовали, как развиваются глубоко недоношенные дети до 3 лет. Это дети с массой тела менее 1500 граммов при рождении, из них 60% — это относительно здоровые дети, догнавшие по своему нервно-психическому развитию своих сверстников к 3 годам, а иногда и перегнавшим. Потому что родители детей, рожденных раньше срока, усиленно с ними занимаются, особенно очень важен первый год жизни ребенка, а потом в таком же темпе продолжают. Недоношенные дети получают намного больше внимания со стороны родителей, чем обычный, доношенный малыш. К сожалению, каждый пятый малыш, рожденный с массой тела менее 1500 граммов, имеют некоторую степень утраты здоровья, то есть инвалидность, чаще в виде детского церебрального паралича. И эти детки очень любимы и желанны для своих родителей. А для того чтобы психологически поддерживать родителей недоношенных детей, в этом году создано республиканское сообщество родителей недоношенных детей «РАНО».