6 рублей компенсации. Выжившие в наезде пьяного на речицкую остановку - о трех годах амнезии и боли
20 марта 2014 года в центре Речицы случилось непоправимое: Chrysler Pacifica протаранил остановку общественного транспорта и находящихся в ней людей. Три человека погибли, двоих удалось спасти. Двоюродные братья Дмитрий и Михаил Майоровы — единственные выжившие в этой аварии. Мы встретились с ними спустя 3,5 года и узнали, как складывается их жизнь, которая уже никогда не будет прежней.
Шевелил несуществующими пальцами и сжимал невидимый кулак
— Вика, встречай гостей! — командует Михаил и тут же скрывается в кухне. Спустя несколько секунд продолжает уже оттуда. — А я сегодня замотался, с утра знакомую надо было в Гомель свозить на суд, с мужем она разводится, потом — к родителям заехал с дровами помочь разобраться, потом — за Викой на работу. Прилетели, а дома шаром покати. Быстрее — убирать и готовить.
Но мы его не слушаем — завороженно наблюдаем, как человек без руки лихо управляется по хозяйству. Михаил ловит наш изумленный взгляд и улыбается:
— А я теперь все умею делать. Правда, Вика? — обращается к супруге.
— С голоду точно не пропадешь, — обнимает мужа Виктория.
Вспоминать о весне 2014-го Вика не любит. Но признается: не случись беды, не было бы и их счастья.
— Мы ведь уже встречались раньше, да потом расстались. Года четыре не виделись. Я училась в Мозыре, Миша — в Речице. Мне мама позвонила и рассказала, какая беда приключилась. Ну я собрала передачку и приехала в больницу.
— Она, между прочим, медсестра. Вот и вылечила, — с гордостью сообщает Миша.
О том мартовском вечере он рассказывает буднично и с улыбкой.
— Пришел на остановку, а потом — открываю глаза, меня прохожие пытаются поднять. Я им кричу: «Лучше Диму ищите!». Матом ругался… Я на незнакомых людей обычно не ругаюсь, но, видно, тогда был шок.
Только спустя время память начала потихоньку возвращаться. Михаил вспомнил, что за несколько часов до трагедии ездил в деревню, помогал бабушке перебирать картошку, а вечером встретился с братом.
— Хотели в бильярд поиграть, но столы все были заняты и мы просто пошли прогуляться по городу, а потом — на остановку, меня в автобус посадить.
— А мне ты раньше рассказывал, что девушек провожал, — смеется Виктория.
— Так я же говорю, что до сих пор не все события того вечера помню, — отшучивается Михаил.
Глядя на его улыбку, можно подумать, что теперь-то все в его жизни благополучно. Но это не так.
Среди диагнозов, которые в тот вечер за одну секунду приобрел Михаил, были открытая ЧМТ, смещение трех межпозвоночных дисков, переломы ребер — одно из них даже пробило легкое. Теперь все это дает о себе знать.
— До сих пор, как погода меняется, не знаю, куда мне голову свою деть. Боли адские. И спина сильно болит: бывают такие дни, что еле сползаю с кровати.
На руку Миша жалуется меньше всего. Хотя вначале, признается, сходил с ума от того, что постоянно шевелил несуществующими пальцами и сжимал невидимый кулак.
— Я без руки, конечно, привык. И машину вожу, и дрова колю, но нормальный протез не помешал бы, — говорит парень.
Поверив рекламным обещаниям, как-то Миша заказал в России биомеханический аппарат, который должен был заменить ему руку. Но вскоре с сожалением понял: пять тысяч долларов выбросил на ветер.
— У него вес — килограмма три, тяжелючий, зараза. Могу только полчаса в нем находиться, потом боль дикая, сустав рвет. К тому же, он тормозит. Я из-за этого как-то чуть в аварию не попал — не разжал вовремя пальцы на руле. Лучше уже в этом, — приставляет Михаил к плечу косметический белорусский аналог, который лишь воссоздает внешний вид руки и совсем не способен заменить функции конечности.
Пару лет назад родные Миши открывали счет для сбора средств на протез немецкого производства стоимостью 35 тысяч евро. Большую часть суммы удалось собрать. Но потом процесс застопорился.
— Эх! Если б можно было, я бы за эти деньги конечно, лучше не протез купил, а жилье. Надоело уже нам ютиться по съемным квартирам, — на прощание озвучивает свою самую заветную мечту Михаил.
«За все время моральной компенсации было выплачено всего 6 рублей»
Второй пострадавший, двоюродный брат весельчака Михаила, Дмитрий, теперь живет в Гомеле. Встретиться соглашается лишь при одном условии — никаких фотографий.
Позади у него 13 операций, два года больничных палат и, наконец, вздох облегчения — он все-таки будет ходить.
Еще за это время он успел жениться и обзавестись ребенком. Супруга, как и у брата, по профессии медсестра.
— Обезболивающие колола после аварии?
— Кстати, нет. Катя тогда вообще в другой больнице работала, а познакомились мы в соцсетях. Но первое наше свидание произошло, действительно в палате. А через полгода мы поженились, — улыбается от теплых воспоминаний Дмитрий.
О том страшном дне он говорить не любит. Да и о чем говорить, когда все воспоминания о 19 марта заканчиваются примерно шестью часами вечера. Потом, говорит, словно кто-то выключил свет.
— Это хорошо, что не помню, — уверен Дима. — Организм защитил себя сам, когда отключил память. Говорят, там было очень страшно.
Зато теперь, горько шутит Дмитрий, он может предсказывать погоду: смены атмосферного давления отзываются дикими болями в теле, которые не могут унять самые сильные анальгетики. Врачи говорят, это последствия травм.
— Мне рассказывали, что в моих раздробленных ногах чего только не было — песок, битум, камни вдавлены прямо в кости! Так что спасибо врачам, что собрали. Ну, а виновник… Пусть живет дальше с этим. Кстати, мы вообще ничего не слышим про него. Не знаете, сидит ли он? Или может уже выпустили? За все это время он выплатил нам моральной компенсации 6 рублей.
Напомним, резонансное ДТП произошло в Речице поздно вечером 19 марта 2014 года.
Chrysler Pacifica ехал по улице Советской. Водитель не справился с управлением, автомобиль вылетел на тротуар и врезался в пешеходов, которые находились в районе остановочного пункта. На месте скончались двое жителей Речицкого района. Еще один 26-летний парень — умер в больнице.
Водитель Chrysler и два его пассажира были задержаны очевидцами. Все трое находились в состоянии алкогольного опьянения. Позже пассажиры проходили по делу, как свидетели, а водителя суд приговорил к 10 годам колонии общего режима с лишением прав на 5 лет, а также постановил компенсировать моральный вред потерпевшим на общую сумму чуть более 1 млрд рублей.
Водители, осужденные по «пьяным» водительским статьям, права на амнистию не имеют.