Загадочный черный дом в Березинском заповеднике: кто и зачем его построил
«В одном заповеднике, на краю темного-темного леса, есть черный-черный дом. В нем есть три темные-темные комнаты…» Примерно так можно начинать описание уникального музея мифологии в Березинском заповеднике. Кому-то этот объект угольного цвета может показаться пугающим и зловещим, но людей со стабильной психикой он должен впечатлить.
Центра мифологического туризма — так правильно называется этот объект в Березинском заповеднике. Он появился благодаря проекту «Содействие переходу Беларуси к „зеленой“ экономике», финансируемого ЕС и реализуемого ПРООН. Инициатива же его создания принадлежит БОО «Отдых в деревне».
— Тема мифов всегда витала в воздухе Березинского заповедника, — рассказывает Валерия Клицунова, руководитель БОО «Отдых в деревне». — Количество сакральных мест, легенд, преданий, сказок, свидетельств каких-то чудесных явлений здесь просто огромно. Поэтому появление «Музея міфічных істот» именно здесь не случайно.
Автор архитектурного проекта — Алексей Кораблев, архитектор студии Zrobym аrchitects. Он рассказал REALTY.TUT.BY как создавался этот необычный объект.
— Заказчик обратился к нам с весьма необычной просьбой — спроектировать музей мифологии. Основой здания стал старый дом лесничего в Березинском заповеднике. Он долго стоял заброшенным, но основная его часть неплохо сохранилась.
По задумке, этот музей должен знакомить людей с дохристианской историей: с тем, во что верили наши предки. Так как речь идет о религии, то это нашло отражение во внешней форме здания. К домику лесничего мы спроектировали входную группу из реек, которая по силуэту напоминает некое культовое сооружение с острой крышей.
В центре этого навеса стоит дерево жизни. В мифологии оно символизирует верования наших предков про устройство мира. Корни дерева — это подземный мир, ствол — мир людей, а крона — это мир духов.
Если говорить о декоре, то мы решили от всего отказаться. В музее нет даже окон. Снаружи здание полностью покрасили в антрацитовый цвет: фундамент, стены, крышу. Идея была в том, чтобы снаружи здание не было чем-то примечательным, кроме своей формы. Суть же строения должна передавать его внутренняя часть.
Рядом с музеем находится мифологическая тропа, длиной 3 км. Мы занимались «входом» на нее. Он представляет собой вкопанные вертикально бревна с прикрепленными к ним зеркальными пластинами из нержавеющей стали. Чтобы попасть на тропу, человек проходит через «портал» между двумя зеркалами, в которых видит бесконечную рекурсию отражения себя и леса. Получается эффект двойной реальности.
Также мы разработали и оригинальные скамейки, которые будут установлены где-то посередине мифологической тропы. Мы задумали их сделать в форме созвездия Большой и Малой Медведицы. Их низ — из металла, верх — деревянный.
А вот так центр мифологического туризма выглядит с высоты:
Открыть/скачать видео (3.42 МБ)
«Если лешего не видно, это не значит, что его нет»
Валерия Клицунова рассказала, что основой музея стала модель «Сусветнага дрэва», в соответствии с которой экспозиция делится на три части — «ніжні свет», «свет людзей» и «неба».
Внутри туристов ждет мир мифологических существ и духов. Он будет создан с помощью театрализованных звуковых и световых инсталляций. Идея была использовать минимальное количество предметов, но больше звука, ассоциаций, чтобы у людей сложилось представление о том, как и что может выглядеть. Посетители могут, например, послушать, как смеются русалки, при этом визуального образа нет.
А увидеть, как выглядят мифические существа, можно на экотропе «У краі міфаў»: «Русалкі», «Аржавень», «Палявік», «Пушчавік» и другие персонажи поджидают туристов вдоль маршрута. Все они были были созданы при участии известных белорусских дизайнеров и скульпторов под началом руководителя Белорусского союза дизайнеров Дмитрия Сурского.
— На входе стоит интересная зеркальная инсталляция, которую придумал архитектор Алексей Кораблев, — говорит Валерия Клицунова. — Это два листа нержавеющей стали, полностью зеркальные и расположенные под углом друг к другу, как раскрытая книга. На одной стороне есть надпись в зеркальном отображении, но если правильно стать перед ней, надпись можно прочесть во второй пустой части. Вот так и мифологические существа — ты их не видишь, но это не значит, что их нет.