Рынок жилья через 10 лет: хрущевки интересны только как наследство, молодежь снимает, а не покупает
Приоритеты покупателей на рынке жилья постоянно меняются. Те, кому сейчас около сорока, наверняка помнят, что жить в частном секторе во времена их юности было непрестижно. А вот в новенькой панельке — очень даже. Теперь уже они вышли на рынок в качестве покупателей. И, если доходы высоки, обустраиваются в частном доме, нет — покупают то, что по средствам — те же хрущевки и панельки. 30-летние белорусы со средним бюджетом почти поголовно голосуют рублем за новостройки. А что будет выбирать нынешнее поколение «20 плюс» через 10 лет, когда заработает на жилье? Спросили об этом министра, эксперта и людей на улице.
«Свой дом», «новый дом, зеленая зона рядом», «не меньше двух комнат»: о чем мечтает студенчество — в видеоопросе TUT.BY.
|
Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь, это бесплатно! |
Министр: молодые не захотят покупать жилье, пока не выберут, где хотят жить
Современные молодые люди — реалисты. Отделяют мечту, которую в силах в перспективе реализовать, от несбыточных фантазий. Реалисты и в Министерстве строительства и архитектуры. Министр Анатолий Черный уверен: через 10 лет молодежь будет привязываться не к конкретной квартире, а, скорее, к интересной работе, где бы она ни находилась. А это значит, собственное жилье будет покупать даже не в 30, как большинство сейчас, а гораздо позже.
— Молодые люди не будут чувствовать острой потребности в собственной квартире, они и не должны покупать жилье, привязываться к месту, они должны ехать туда, где есть для них интересная работа. А это значит — выгоднее арендовать. Молодежь нарабатывает опыт, зарплату, статус — базис. А пока все это приобретается, достаточно арендного жилья. Я вижу, что молодым нравятся квартиры-студии, где ночуют, ужинают — не более.
Тот же выпускник может поехать работать в Островец, где ему предложат интересную работу. Пожить там пять лет и переехать в Брест, где его заинтересует некая другая должность. Согласитесь, неразумно покупать жилье в Островце на пять лет, а потом продавать его. И молодежь это понимает. Когда человек заработал опыт, деньги, статус, он сможет уже думать, где хочет осесть.
— Когда выберет город, как думаете, какое жилье он будет искать?
— Выбирать будут не только по метражу и «комнатности», но и по среде. Предпочтение будут отдавать районам, где во дворе нет парковок, где все в порядке с благоустройством, инфраструктурой: детскими садиками, магазинами, поликлиниками, транспортом. И мы сейчас ставим перед собой задачу создавать замкнутую жилую среду, с парковками за пределами дворов, с готовой инфраструктурой, а не просто строить жилые коробки.
— Через десять лет будут мало востребованы наши старые, «хрущевские» районы?
— Конечно, и мы это знаем. Через 10 лет мы будем думать так же, как Москва, о замене такого типа жилья. Оно устаревает и морально, и физически. Да, хрущевки могут еще десятилетия после капремонта стоять — но они не соответствуют представлениям о комфортном жилье. Молодым нужны другие планировки, свободные пространства.
Эксперт: через 10 лет желающих купить жилье будет меньше
Директор ЗАО «ВСП-недвижимость» Инна Кузьминич отмечает две тенденции: покупателей на рынке будет меньше, а хрущевки будут востребованы только в качестве наследства.
— Современные молодые люди более мобильны, они по-другому мыслят, — соглашается с озвученными трендами Инна Кузьминич. — Часть из них не слишком привязана к месту, скорее — к каким-то интересным проектам, находится в поиске возможностей для самореализации. Эти молодые люди чувствуют себя свободными и открытыми миру. С каждым годом все больше становится удаленных видов занятости. На мой взгляд, через 10 лет доля молодых людей, которые во что бы то ни стало будут стремиться приобрести жилье в собственность, заметно сократится. Многие удовлетворятся арендой, именно чтобы не привязываться к одному месту.
Жилье, которое будут приобретать в собственность, независимо от того, нового или старого оно жилфонда (понятно, что и через 10 лет у всех будут разные финансовые возможности), на мой взгляд, будет отвечать таким критериям, как практичность и комфорт. Предпочтение будут отдавать студиям. Даже в небольших по габаритам квартирах молодые люди предпочтут открытое пространство с зонированием маленьким комнатушкам и кухонькам с отдельными входами. Открытое пространство все больше обретает ценность, поскольку дарит ощущение свободы.
Объекты старого жилфонда — хрущевки, да и панельки в спальных районах — станут старше на 10 лет, для молодых людей они будут представлять интерес скорее в качестве наследства, чем предполагаемого объекта приобретения в собственность. Исключение составит старый жилфонд в историческом центре столицы — там, где кипит жизнь.