"Приходится оправдываться за позитив". Как жить на пенсию в 350 рублей - и не жаловаться
Вера Тимофеевна встречает приветливой улыбкой и с порога зовет пить чай. На столе уже ждут печенье, варенье и обязательное любимое лакомство пенсионерки — гречишный мед. В самый разгар чаепития хозяйка вдруг неожиданно достает из шкафа вязаную малиновую шаль. «А это Вам! Люблю людям делать приятное», — объясняет душевный порыв пенсионерка.
Уже 17 лет она живет одна. Муж умер. Дети разъехались. Конечно же, навещают. Но Вера Тимофеевна старается собирать родных только по праздникам, говорит — не хочет нагружать своими проблемами. «У них работы, заботы. А я пока могу сама, зачем их по пустякам дергать?».
Почти весь ее трудовой стаж прошел на одном предприятии — фабрике «8 Марта». Начинала карьеру петельщицей, а заканчивала — инженером по оборудованию.
— В советские годы было правило: если работаешь на одном месте, то пенсия потом больше. Но я, конечно не из-за этого там почти 40 лет провела. Просто нравилась работа.
— Ну, а что пенсия — и в самом деле больше?
— Я не знаю, — улыбается Вера Тимофеевна, — сейчас получаю 350 рублей.
50−60 рублей у пенсионерки уходит на оплату коммунальных услуг. Примерно 200 рублей тратит на продукты. Говорит, что этих денег ей хватает. Еще удается и откладывать на непредвиденное. Вот недавно вышел из строя старый «Горизонт», так купила новый — с плоским экраном.
— Не голодаю! Идите-ка сюда, посмотрите, — открывает старенький холодильник хозяйка. — Вот куриные грудки, творог, сгущенка, молоко, вот сало, — все необходимое у меня имеется. Главное — не лениться и самой готовить. Конечно, если колбасу одну есть, то никаких денег не хватит.
Вещи пенсионерка уже давно не покупает. Перекраивает старый гардероб. Вот недавно смастерила себе очередную обновку. Верх от старого платья, подол которого поточило время и моль, скомбинировала со старой юбкой. При этом все сделала грамотно — учла и фактуру, и цвет, и сочетание фасона. Все-таки столько лет в легкой промышленности!
В специальную тетрадь Вера Тимофеевна исправно записывает все свои издержки. Ежемесячно выходит примерно одна и та же цифра. В августе, правда, вышла за лимит — снова разболелись суставы, пришлось покупать много лекарств. Это единственная статья расходов, которая огорчает пенсионерку, а иногда даже заставляет нервничать.
— В 80 лет никогда не знаешь, где прихватит. Вон, видите, целый взвод «мазил», — кивает Вера Тимофеевна на полку с десятком тюбиков и бутылочек. — Или к врачу пойдешь, отправляют на УЗИ, а там, если бесплатно, то очередь на много месяцев, а если без очереди — будь добр, плати, пожалуйста. Что делать? Идешь и платишь.
Еще один повод для волнений у Веры Тимофеевны — недавно закрывшийся возле дома магазин. Правда, несколько дней назад в этом же месте все-таки поставили палатки с выездной торговлей. Но пенсионерка переживает, что с приходом морозов ряды работать не будут, тогда за продуктами придется добираться в супермаркет через два квартала. По зимней дороге с больными суставами — миссия опасная и почти невыполнимая. К тому же, говорит Вера Тимофеевна, по ее наблюдениям, в супермаркете все дороже.
— У девочек здесь скумбрия по 3 рубля 80 копеек, в супермаркете — больше четырех рублей, сахар — дешевле у них на копеек 20, грудки на 50 копеек, масло… Вроде бы мелочи, а если посмотреть — набежит не один рубль. Я не помешана на жесткой экономии, но и переплачивать, считаю, незачем.
Провожает нас Вера Тимофеевна снова с улыбкой. Она и вправду всем довольна. Говорит, что иногда даже приходится оправдываться за свой позитив.
— Иногда мне говорят: а чего ты все улыбаешься, все всегда у тебя хорошо, никогда не жалуешься. Некоторые, вижу, что даже злятся. А ведь если посмотреть, жалуются те, у кого в жизни все плохо: дети бестолковые или не дай бог пьющие, или муж нелюбящий. Так ты сначала прежде чем ругать всех и вся вокруг, у себя в семье порядок наведи, тогда и в стране будет все хорошо, — дает совет пенсионерка.