Гид по "Лiстападу" 4 в 1. Лучший фильм года и еще 30 картин на любой вкус

Источник материала:  
27.10.2017 12:34 — Разное

Программный директор игрового кино фестиваля «Лiстапад»

Главное киноманское событие года начнется уже через неделю. Минский кинофестиваль «Лiстапад» объявил программу, представив более 150 картин. AFISHA.TUT.BY по традиции выбрала лучшее и разделила для удобства фильмы на четыре блока. Чтобы все нашли, что посмотреть: и гурманы, и те, кто ходит в кино раз в год. Экспертом мы пригласили программного директора кинофестиваля Игоря Сукманова, который рассказал про каждый фильм так, что не смотреть его не остается ни одной причины.

10 фильмов, которые понравятся всем

«Искусство любви»


Режиссер: Мария Садовска.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Человеческие комедии».

Когда: 4 ноября, 21.30 (Falcon Club Бутик Кино), 10 ноября, 17.00 («Центральный»).

О чем кино: Михалина Вислоцка написала книгу, которая изменила все. Но прежде чем «Искусство любви» завоевало читательский рынок в Польше и свершило сексуальную революцию среди граждан Польской Народной Республики, его автору пришлось пройти длинный путь. Известный гинеколог посвятила годы своей жизни, чтобы сломать стереотипные установки нравственности, сражаясь с бездушной цензурой. История появления «Искусства любви» — это и есть история сексуальной революции «сделано в ПНР».

Игорь Сукманов: «Перед нами история Михалины Вислоцка — женщины, с которой ассоциируют сексуальную революцию в Польше. Это реальная фигура, в свое время она написала книгу, которую называли «камасутрой социализма». Перед нами ярчайшая мелодрама, не менее яркая комедия и, конечно, с эротическим подтекстом. Для человека с социалистическим прошлым, которого уверяли, что в СССР секса нет, это кино будет особенно близким и понятным. «Искусство любви» — ответ на вопрос, как подвижник, одержимый благими намерениями, может влиять на целую систему. Кроме того, это еще и виртуозно сделанное кино, когда два часа экранного времени проносятся незаметно».

«Зар (Злой дух)»


Режиссер: Нима Фарахи.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Цвет ночи».

Когда: 6 ноября, 23.00 («Центральный»).

О чем кино: Первый в истории иранского кино фильм, позиционирующий себя как фильм ужасов. Молодожены решили провести медовый месяц на загородной вилле, не подозревая о происходящих там паранормальных явлениях. Они приглашают друзей, чтобы отметить с ними свой праздник. Участники шумной компании становятся очевидцами череды необъяснимых и пугающих событий.

И. С.: «Первый в новейшей современного иранского кинематографа фильм ужасов, созданный по законам Голливуда. На первый взгляд может показаться удивительным, как такой жанр — кино об инфернальном — мог выйти на экраны в государстве, где духовная жизнь является сакраментальной, но факт остается фактом. На премьерном показе фильма в Тегеране я видел реакцию зрителей: молодежь была в полном восторге. Леденящий душу аттракцион построен по всем правилам мистического жанра: спиритический сеанс пробуждает силу зла, призрак преследует героев и доводит их до умопомешательства. Атмосфера взвинчена, всем страшно, скрипы, шумы, резкие монтажные переходы. Чувствуется, что автор прекрасно усвоил уроки классического хоррора. Чтобы понять, как такое кино могло появиться в Иране, нам понадобится дождаться финала. Фарахи смогла перенести западную традицию на свою почву, в результате вышло крайне лихое кино».

«Аритмия»


Режиссер: Борис Хлебников.

Программа: основной конкурс игрового кино, фильм открытия.

Когда: 3 ноября, 12.00 («Центральный»), 4 ноября, 18.00 («Центральный»).

О чем кино: Олег — талантливый врач, работает на скорой, которая мчится от пациента к пациенту. Олег знает: его приезд может изменить все. Каждый его успех делает мир лучше. Самое важное — там, где он пытается совершить невозможное. А остальное может подождать: семья, карьера, своя жизнь… Что с ней случилось? Пока Олег спасал других, жена отчаялась и решила подать на развод, а в больнице появился новый начальник, который печется только о статистике и правилах. А Олег все спешит с вызова на вызов, несется по улице, чтобы все изменить. И кто знает, какая задача легче: спасать других или спасти себя?

И. С.: «Сейчас в России это кино бьет рекорды национального бокс-офиса, что выглядит чудом для такого малого жанра, как психологическое авторское кино. Парадоксально, что представитель режиссерского поколения «новых тихих» Хлебников снял невероятно громкое кино, особенно в контексте фильма Звягинцева «Нелюбовь». Хлебников — оппонент Звягинцева, он, обличая все язвы нашего времени, обнажает искреннее чувство любви, сострадание и симпатии к простому человеку. Сложно остаться равнодушным и не отреагировать на это кино. С точки зрения киноязыка, это новая румынская волна, в какой-то степени российская версия «Смерти господина Лазареску». Чем еще мне нравится это кино, так это близостью к трагикомедиям советского периода, в которых даже самые драматические события были окрашены авторским сочувствием и к каждому персонажу испытываешь любовь и симпатию».

«След зверя»


Режиссер: Агнешка Холланд, Кася Адамик.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Мастер-класс».

Когда: 3 ноября, 18.30 («Центральный»), 5 ноября, 21.30 («Пионер»).

О чем кино: Главная героиня фильма Янина Душейко — чудаковатая пенсионерка, в прошлом инженер, в настоящем — вегетарианка и ярая защитница природы. Она живет одна в домике неподалеку от чешско-польской границы. Однажды ее собаки не приходят домой. А в скором времени женщина обнаруживает убитым соседа-браконьера. Жестокие убийства в деревушке следуют одно за другим. Все жертвы — охотники, местная элита. Полицейское расследование заходит в тупик. Но у Янины, которая вызывается помочь полиции, есть своя версия: все убийства совершили… дикие звери.

И. С.: «Хит Берлинского фестиваля, польский вариант детектива. Крайне ироничное и саркастическое, а может, даже эпатажное кино, построенное по законам кинематографа большого стиля. Главная героиня — своеобразная мисс Марпл, которую Холланд снимает так же лихо, как делает свои фильмы Стивен Спилберг. Яркие краски, клиповый монтаж, броскость, зрелищность и сюжетная интрига — все это играет фильму только на руку. К тому же кино очень актуальное и универсальное: тут и идеи феминизма, и экологическая тематика».

«Кондитер»


Режиссер: Офир Рауль Грайзер.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Цвет ночи».

Когда: 5 ноября, 23.00 («Центральный»), 8 ноября, 22.00 (Falcon Club Бутик Кино).

О чем кино: У Томаса, молодого немецкого кондитера, роман с Ореном, женатым израильтянином, который часто бывает в Берлине по делам. Когда Орен погибает в автокатастрофе в Израиле, Томас решает отыскать его семью, чтобы узнать, что произошло. Анат, жена Орена — владелица кафе в центре Иерусалима. Назвавшись другим именем, Томас устраивается к ней на работу. Вскоре благодаря его кулинарным шедеврам кафе становится популярным в кафе, а сам Томас оказывается вовлеченным в жизнь Анат гораздо сильнее, чем он предполагал.

И. С.: «Фильм может показаться провокационным, но смею вас заверить, что это интеллигентное и деликатное кино, несмотря на заявленную тему нетрадиционных отношений. Но помимо страсти, любви, филигранного психологизма, авторы фильма демонстрируют изыски сладкой кухни. Идти на фильм на голодный желудок категорически не рекомендуется: восхитительные образы кондитерских деликатесов вызовут головокружение под стать хичкоковскому».

«Осенний самурай»


Режиссер: Данило Бечкович.

Программа: фильм закрытия.

Когда: 10 ноября, 19.30 («Центральный»).

О чем кино: Ироничная мелодрама. Бывший каратист, вынужденный оставить большой спорт из-за скандала, отправляется в провинцию преподавать восточные единоборства детям. Легкомысленно связавшись с местными воротилами подпольного бизнеса, он становится «звездой» боев без правил и влюбляется в мать одного из своих юных подопечных.

И. С.: «Оммаж картинам о боевых искусствах. Легкий ностальгический флер, обращенный к временам почти подпольного видео с творчеством Шварценеггера, Ван Дама, Лундгрена и Сталлоне. К картинам, где решает не столько сила ума, сколько сила кулака. В родной Сербии фильм побил все рекорды местного проката. Бечкович профессионально умеет владеть вниманием аудитории, оттого фильм будет близок самому широкому зрителю. А поклонники умного авторского кино смогут отдохнуть, но при этом не чувствовать своего интеллектуального превосходства над картиной».

«Чарльстон»


Режиссер: Андрей Крецулеску.

Программа: конкурс игрового кино «Молодость на марше».

Когда: 9 ноября, 16.30 («Центральный»), 9 ноября, 19.40 (Falcon Club Бутик Кино), 10 ноября, 19.00 («Пионер»).

О чем кино: В день своего рождения Александру одинок и безутешен. Прошло всего две недели, как он потерял любимую жену Иоану в результате несчастного случая. Но вот на пороге его дома появляется незнакомец — застенчивый молодой человек по имени Себастьян. Он представляется любовником Иоаны, с которой встречался последние пять месяцев. Свой странный визит Себастьян объясняет одним: он уверен, что только Александру способен помочь ему справиться с болью утраты.

И. С.: «А этот фильм стал зрительским хитом на кинофестивале в Локарно. «Чарльстон» — отдаленный рефрен знаменитого российского фильма Валерия Тодоровского «Любовник». С той лишь разницей, что конфликт российской ленты носит мрачный характер, а «Чарльстон» окрашен в хипстерские тона и иронию. Это трагикомедия, от которой в первые же мгновения перехватывает дух благодаря потрясающему саундтреку. Не думаю, что этот фильм удастся быстро забыть. Он парадоксален, остроумен и харизматичен».

«Чамбра»


Режиссер: Йонас Карпиньяно.

Программа: конкурс игрового кино «Молодость на марше».

Когда: 7 ноября, 16.30 («Центральный»), 9 ноября, 19.00 (Falcon Club Бутик Кино).

О чем кино: В Чамбре, небольшом цыганском поселении в Калабрии, 14-летний Пио Амато изо всех сил старается поскорее повзрослеть. Для этого он курит, выпивает и становится одним из немногочисленных посредников между местными криминальными группировками итальянцев, африканских мигрантов и цыган. Выживать на улицах родного города Пио учит старший брат Козимо. Когда Козимо исчезает, Пио пытается занять его место. Теперь ему предстоит понять, готов ли он стать взрослым на самом деле.

И. С.: «Работа молодого, но уже очень известного итальянского автора, которого после его дебюта в кино заметил сам Мартин Скорсезе. И «Чамбра», к слову, снималась при поддержке фонда великого режиссера. Не скажу, что это однозначно зрительское кино, но будьте уверены — зрелищное. Это история взросления и возмужания молодого парня, который вырос в цыганской среде. Карпиньяно подчеркивает, насколько жизнь цыган отличается от нашей, и сколь велика разница в морально-нравственных императивах. Если проводить аналогии с мировым кино, то можно вспомнить картину Эмира Кустурицы «Время цыган». Впрочем, гангстеризм Кустурицы в «Чамбре» будет проходить фоном для истории о воспитании чувств».

«Милая страна»


Режиссер: Уорик Торнтон.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Мастер-класс».

Когда: 7 ноября, 21.00 (Falcon Club Бутик Кино), 9 ноября, 19.00 («Пионер»),

О чем кино: Северная территория Австралии, 1929 год. Семья коренного австралийца Сэма Келли мирно трудится на землях местного проповедника. В окрестностях появляется новый сосед, неуравновешенный ветеран войны Гэрри Марч. Отношения между Сэмом и Гэрри не складываются, и в скором времени Сэм убивает Гэрри в порядке самообороны. Вместе с женой он будет вынужден скрываться от погони, которую возглавит неистовый блюститель закона, сержант Флетчер.

И. С.: «Наш фестиваль следил за творчеством Торнтона с первой короткометражной картины «На-на», потом мы показывали его дебютный полный метр «Самсон и Далила» в секции «Молодость на марше», позже на «Лiстападзе» была «Темная сторона мира». На сегодня Торнтон считается режиссером номер один в Австралии. Жанр вестерн отсылает нас к традициям американского кинематографа, тем более что приход закона в Австралию проходил по похожему с США сценарию. Что в этой картине новаторского, так это то, что перед нами первый образец вестерна, созданный не белым человеком, а представителем коренного населения. Вестерн в случае «Милой страны» — это эпос, который свидетельствует о зарождении культуры Нового Света».

«Мадам Хайд»


Режиссер: Серж Бозон.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Человеческие комедии».

Когда: 7 ноября, 19.00 (Falcon Club Бутик Кино), 10 ноября, 21.30 («Пионер»),

О чем кино: Изабель Юппер в «женской» версии классического сюжета о докторе Джекилле и мистере Хайде. Мадам Жекиль — эксцентричная «училка», которую ни в грош не ставят ни коллеги, ни ученики. Однажды в грозовую ночь в нее попадает молния, и это происшествие фантастическим образом меняет героиню. В кроткой мадам пробуждается дьявольская мадам Хайд. Властная и опасная для окружающих, она живет внутри мадам Жекиль и ждет удобного момента, чтобы мстить своим обидчикам…

И. С.: «В качестве постскриптума в этом блоке предлагаю обратить внимание на «Мадам Хайд». В фильме солирует восхитительная Изабель Юппер, которая воплощает идею двойственности — слабой и сильной женской личности. Авторская ирония обращена к европейскому обществу, в котором представители стран Ближнего Востока и Северной Африки становятся большой составной частью европейской цивилизации. Эту же тему затрагивал Кешиш в «Жизни Адель». Бозон же сфокусировался на том, чтобы показать срез этого общества во всем его противоречии. Для «Лiстапада» особая гордость в том, что мы первые на постсоветском пространстве показываем этот фильм».

6 фильмов для тех, кто постарше

«Кентавр»


Режиссер: Актан Арым Курбат

Программа: основной конкурс игрового кино.

Когда: 9 ноября, 19.15 («Центральный»),

О чем кино: Кентавр — тихий, скромный, слегка чудаковатый человек, бывший киномеханик, ныне работающий где придется. Он верит, что киргизский народ когда-то был един и непобедим благодаря своим коням. Но со временем люди возомнили себя богами и стали жестокими и черствыми, из-за чего Небеса лишили их благополучия и силы. Снять проклятие может всадник, готовый скакать ночи напролет с молитвой о прощении. Так, поверив в легенду, Кентавр становится конокрадом. Но его тайна не может храниться вечно. Когда обнаружится истина, герою придется решать судьбу семьи, односельчан и свою собственную.

И. С.: «Актан Арым Курбат — один из лучших авторов Кыргызстана. «Кентавр» рассказывает о столкновении патриархального и современного. В фильме также поднимается актуальный вопрос исламизации, но история рассказана простым языком, который понятен широкому кругу зрителей. Другое дело, что за простотой стоят сложные авторские размышления, которые говорят о понятиях, зародившихся еще сотни лет назад, но живущих до сих пор».

«Гранатовый сад»


Режиссер: Ильгар Наджаф.

Программа: основной конкурс игрового кино.

Когда: 6 ноября, 18.30 («Центральный»).

О чем кино: Габиль возвращается к своей семье, в дом, окруженный старыми гранатовыми деревьями. Хотя о нем ничего не было слышно с тех пор, как он внезапно исчез двенадцать лет назад, оставшиеся после его ухода глубокие эмоциональные шрамы все еще дают о себе знать.

И. С.: «Азербайджанского режиссера сравнивают с турком Нури Бильге Джейланом, но вместе с тем это очень чеховское кино. Неспешное, безмятежное, которое, с одной стороны, уважительно относится к традициям советского кино, а с другой — полностью их нарушает. Авторская дерзость Наджафа в том, что в Азербайджане фигура мужчины носит канонический характер, он всегда прав. «Гранатовый сад» же критикует эту точку зрения, но не из феминистских позиций, а самим представителем мужского пола. Несовершенство мужского мироустройства в картине обнаруживает как раз свою несостоятельность, тем самым показывая сильного слабым».

«Хибула»


Режиссер: Георгий Овашвили.

Программа: основной конкурс игрового кино.

Когда: 4 ноября, 20.30 («Центральный»).

О чем кино: Глава новой независимой страны свергнут в результате государственного переворота. Он вынужден бежать в горы, где, по слухам, скрываются лояльные ему группы войск. С их помощью он мечтает вернуться из изгнания и восстановить власть. Следуя за проводниками, он совершает долгий изнурительный переход, в течение которого его чувство уверенности уступает место сомнениям, а надежда соседствует с отчаянием. Наконец герой достигает деревни Хибула, в которой решится его судьба.

И. С.: «Политическое, с одной стороны, и символическое и религиозное, с другой. «Хибула» — история первого президента Грузии, который был свергнут своим народом. Его печальная судьба состояла в том, что он должен был стать Вацлавом Гавелом — только для Грузии. А превратился в настоящего тирана. Вообще эта история в духе «Осени патриарха» — об одиночестве тирана. Картина поднимает вопрос из категории психофизических для наших народов — о том, как поверженные кумиры становятся святыми».

«Дом на Трубной»


Режиссер: Борис Барнет.

Программа: специальный внеконкурсный показ игрового кино.

Когда: 7 ноября, 17.00 («Москва»).

О чем кино: Обаятельный рассказ о «новом» постреволюционном быте 20-х годов, еще не скованном догмой советской идеологии. В головокружительный вихрь НЭПа попадает девушка-крестьянка, приехавшая в Москву. Она устраивается домработницей к владельцу парикмахерской Голикову и его супруге. Дом на Трубной, где приходится трудиться Паране, населен забавными нэпманами, погруженными в собственный мирок, полный мещанской суеты. Голиковы без зазрения совести третируют свою прислугу, заставляя безотказную Параню выполнять непосильную работу. Но все меняется, когда обитатели дома узнают, что Прасковья Питунова стала депутатом Моссовета от профсоюза горничных.

И. С.: «Фильмы Барнета фантастически музыкальны, и композитору Алексею Айги удалось написать для картины удивительный саундтрек, который минчане услышат вживую уже 7 ноября. Фильм 1928 года и музыка 2000-х вошли в такой альянс, что теперь уже невозможно отделить одно от другого.

Нам бы хотелось, чтобы дата 100-летия революции была окрашена именно в эти оттенки барнетовского кино, который с особым трепетом относился к своим персонажам. Ему удавалось чувствовать женскую фактуру, недаром он стоит в одном ряду с Трюффо, Ренуаром и Альмодоваром. Барнет видел в женщинах не комсомолок и коммунисток, а трепетные души. «Дом на Трубной» для многих откроет Россию с совершенно другой стороны: только посмотрите на фантастический эпизод с демонстрацией».

«Красавица»


Режиссер: Арунас Жебрюнас.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Литовское кино. Классики и современники».

Когда: 7 ноября, 15.00 («Пионер»).

О чем кино: У ребят во дворе есть любимая игра — «Комплименты». Все собираются в кружок и говорят тому, кто танцует в центре, что-нибудь хорошее. Инга — открытая, добрая девочка, все любят ее и называют красавицей. И только один мальчик откровенно говорит ей, что она некрасива. Он поселился в доме недавно и, получив прозвище Немой, не желает признавать непонятные правила игры.

И. С.: «Это детское кино, но любой взрослый получит от него истинное наслаждение. Такой красоты, такой оголенной эмоции, простоты и наивности детского восприятия мира почти не встретить в современном кино. Образец семейного фильма еще до того, как этот жанр трансформировался под натиском Голливуда. Жебрюнас показывает жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая историю. Оттого персонажи «Красавицы» живее и реалистичнее классических образцов американского семейного кино, например, «Один дома». Если пойдете на «Аритмию», загляните на фильм Жебрюнаса, вы поймете, откуда это все».

«Садуто Туто»


Режиссер: Альмантас Грикявичюс.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Литовское кино. Классики и современники».

Когда: 6 ноября, 12.00 («Центральный»).

О чем кино: Пятрас — талантливый, но невостребованный вильнюсский художник. По звонку старого приятеля Повиласа он отправляется к нему за город, чтобы помочь в оформлении строящегося пансионата. Но жизнь в окружении идиллических пейзажей не в силах подавить душевного смятения. Любовь, семья, жизнь, смерть, верность и предательство становятся краеугольными камнями творческого и духовного кризиса, из которого друзья-соперники ищут выход.

И. С.: «Одна из самых загадочных картин в истории советского кинопространства, которая была запрещена в свое время. Фильм о творческом кризисе, о торжестве духа, странное и в какой-то степени языческое кино. Эта странность не потеряла своей тайны и сегодня: фабула, которая сама движется внутрь себя, сюжетные лакуны, которые воспроизводятся не как случайные, а как намеренные режиссерские задумки. «Садуто Туто» — кино для любителей поломать голову».

Must see: 5 фестивальных хитов

«Квадрат»


Режиссер: Рубен Эстлунд.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Львы, медведи, пальмовые ветви».

Когда: 6 ноября, 19.00 (Falcon Club Бутик Кино), 8 ноября, 21.30 («Пионер»).

О чем кино: «Квадрат» — новый экспонат шведской галереи, призванный вызывать у горожан приступы любви и альтруизма. По крайней мере, так задумал куратор Кристиан с внешностью и сладкой жизнью Марчелло Мастрояни: коллеги, арт-тусовка, девушки — все от него без ума. Но когда средь бела дня у Кристиана крадут бумажник и телефон, он садится в свою «Теслу» и пускается в авантюру-реванш. Поначалу шутливое наказание воришек приводит к последствиям, которые заставят Кристиана забыть и «Квадрат», и его заповеди.

И. С.: «Блистательная картина, истинный фильм года, самая важная, актуальная, ироничная фреска сегодняшнего существования. Рациональное кино, которое показывает современное общество, которое оказывается в тупике «черных квадратов». Кино Эстлунда в своем осмыслении реальности возвышается Монбланом над всеми остальными фильмами, в том числе и над такой важной для России картиной, как «Нелюбовь» Звягинцева. Разница в том, что о серьезных вещах пришло время говорить с иронией и юмором, а не на разрыв аорты».

«Хэппи Энд»


Режиссер: Михаэль Ханеке.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Мастер-класс».

Когда: 9 ноября, 21.30 («Пионер»), 10 ноября, 21.40 («Центральный»).

О чем кино: «Все, что нас окружает, весь мир, и мы в самом его центре — слепы». Фрагмент из жизни состоятельной европейской семьи.

И. С.: «Автор «Забавных игр» и «Пианистки» от жесткого взгляда переходит к ироничному, чем вторит картине Эстлунда. Главные радикалы сегодня те, кто может отойти от серьезности и переосмыслить все с юмором. Обратите внимание на финал картины, который полностью переворачивает все предыдущее действие».

«По ту сторону надежды»


Режиссер: Аки Каурисмяки.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Львы, медведи, пальмовые ветви».

Когда: 5 ноября, 19.00 («Пионер»).

О чем кино: Трогательная и ироничная история во славу человеческой солидарности от «последнего романтика» мирового кино Аки Каурисмяки. Где-то на окраине «асфальтовых джунглей» Хельсинки судьба сводит честного малого Каледа, потерявшего родину и близких, и бывшего коммивояжера Викстрёма, вложившего весь свой капитал в покупку убыточной забегаловки. Меланхоличный Викстрём и команда его эксцентричных работников берутся опекать нового знакомого. Пока Калед занят поисками пропавшей сестры, его новые друзья ищут способы преобразить свой ресторанчик и сделать его популярным заведением.

И. С.: «Каурисмяки — автор со своим уникальным видением и почерком. Его традиции восходят к тому же Барнету или Чаплину, к вдохновляющим образцам немого кино. «По ту сторону надежды» — ироничная трагикомедия, в которой хоть и много смешного, но раскрываются серьезные, волнующие Европу сегодня темы беженства. Фильм выполнен с такой симпатией и любовью к простым людям, жертвам обстоятельств, что это работает лучше, чем любое протестное кино».

«О теле и душе»


Режиссер: Ильдико Энеди.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Львы, медведи, пальмовые ветви».

Когда: 4 ноября, 19.00 (Falcon Club Бутик Кино), 7 ноября, 21.30 («Пионер»).

О чем кино: Сторонящаяся людей Мария и дружелюбный, но одинокий Эндре — коллеги. Оба ведут замкнутый образ жизни и стараются избегать общения друг с другом. Неожиданно для себя они узнают, что каждую ночь им снятся одинаковые сны. Видя в этом некий знак, герои решаются на сближение. Открывшись друг другу, Эндре и Мария попадают в водоворот комических, а иногда и шокирующих событий.

И.С.: «Одна из теплых картин, которая говорит о человеческой некоммуникабельности сквозь призму вопросов экологии, отношения человека к миру природы. Причем кино все же стилистически ближе к 20-му веку. Ее кино показывает, что язык докудрамы, кинематограф братьев Дарденн уже начинает претерпевать изменения».

«Последняя семья»


Режиссер: Ян П. Матушиньски.

Программа: внеконкурсная программа игрового кино «Мастер-класс».

Когда: 8 ноября, 19.00 («Пионер»), 10 ноября, 12.00 («Центральный»).

О чем кино: Несмотря на свои мрачные полотна, полные тревожных образов, и необузданные сексуальные фантазии, Здислав Бексиньски, знаменитый польский художник-сюрреалист — по своей природе мягкий человек, страдающий арахнофобией. Он всегда был примерным семьянином и желал только добра своей любящей жене Зофии, невротичному сыну Томашу, дряхлеющей матери и свекрови. 28 лет Бексиньски снимал на любительскую камеру жизнь своих странных близких. Эта домашняя сага, полная мрачного юмора и пронзительной правды, запечатлела эпоху малогабаритных квартир и панельных домов, эволюцию музыкальных стилей, хронику потерь и безраздельной любви.

И. С.: «Кино морального беспокойства, биографическая картина об известном польском художнике-сюрреалисте. Я бы сказал, что этот фильм — лучшая работа о смерти за последние годы. Катастрофа, физическое угасание — все это есть в картине, что делает ее настоящим испытанием для зрителя».

10 самых радикальных фильмов для настоящих киноманов и синефилов

«Кроткая»


Режиссер: Сергей Лозница.

Программа: основной конкурс игрового кино.

Когда: 7 ноября, 21.30 («Центральный»), 9 ноября, 21.30 (Falcon Club Бутик Кино).

О чем кино: Молодая женщина живет на окраине небольшого городка. Посылка, которую она отправила своему мужу, находящемуся в заключении в другом городе, вернулась с отметкой «адресат неизвестен». Растерянная и испуганная женщина отправляется в далекий путь, чтобы узнать о судьбе мужа. Так начинается путешествие, полное унижений и насилия, история абсурдного сражения с непроницаемой крепостью.

И. С.: «Фильм, совершенно не близкий западной аудитории с ее проблемами беженцев, сепаратизма, но крайне важный для русской души. «Кроткая» — антология всего советского, что заложено в человеке, и что никогда не было заложено в европейце, поэтому фильм в том же Канне был принят холодно-вежливо. Его западная публика воспринимает головой, а мы — еще и душой. Фильм Лозницы — антропологическое кино, изучающее понятие Homo sovieticus.

«Кроткую» можно принимать или не принимать, но она задевает. Лозница хоть и окрашивает свою картину в солнечные теплые оттенки, но за ними скрывается настоящий ад. В этом тоже новый радикализм — сделать приглядную картинку совершенно невыносимой по внутреннему ощущению».

«Иней»


Режиссер: Шарунас Бартас.

Программа: основной конкурс игрового кино.

Когда: 5 ноября, 21.40 (Falcon Club Бутик Кино).

О чем кино: Рокас и Инга, молодая пара литовцев, соглашаются доставить грузовик с гуманитарной помощью в Украину. Однако планы дают сбой, и герои оказываются брошенными на произвол судьбы. В поисках «своих» они встречаются с людьми, на которых война оставила свой отпечаток. Несмотря на опасность, Рокас стремится преодолеть линию фронта, чтобы познать жизнь в ситуации войны и мира.

И. С.: «Это не политическое кино, как может показаться, а экзистенциальное. Хоть само оно и отталкивается от жизненного документализма, выводы, которые делает зритель, носят иной характер. По Бартасу, поколение, которое не сталкивалось в жизни ни с войной, ни с революцией, требует адреналина. Этот стресс, который они переживают, будучи вовлеченными в вооруженный конфликт, оказывается очень важным жизненным уроком, который помогает им понять себя. Бартаса, как художника, интересует не политика и цвет флагов, а влечение к смерти, его ум занимает Танатос и рок, недаром главного героя зовут именно Рокас. «Иней» — глубинный и важный фильм, размышляющий о том, почему человек — такое неспокойное существо, почему ему всегда мало мира. И почему он переоценивает жизнь и мир, только оказавшись в губительном для себя пространстве войны».

«Теснота»


Режиссер: Кантемир Балагов.

Программа: конкурс игрового кино «Молодость на марше».

Когда: 5 ноября, 16.00 («Центральный»), 7 ноября, 17.00 («Пионер»).

О чем кино: 1998 год, Нальчик. Илана — девушка из хорошей семьи, которая все делает наоборот. Перечит матери. Спорит с отцом. Чинит машины в автомастерской, не вылезая из спецодежды. Встречается с парнем, который не нравится ее родителям. Пацанка и красавица, она идет своим путем и жаждет свободы, но когда в доме происходит страшная трагедия, именно Илана оказывается единственной, кто способен спасти семью. Однако какой ценой?

И. С.: «Смелая и радикальная картина, которая может показаться крайне жестокой, в том числе и из-за сцены казни. Но важно понимать, что это очень важная часть фильма, ключ, благодаря которому все раскрывается. «Теснота» рассказывает о враждебных друг другу народах, которые были искусственно объединены под эгидой одной республики, а потом все пошло по швам. Но вместе с тем фильм хоть и не дарит надежды, не пригвождает в финале. И обратите внимание на цветовую палитру: так, как Балагов, с цветом экспериментировал, например, Антониони, когда в «Тайне Обервальда» пытался через колористику передать внутреннее состояние героев. Балаговская «Теснота» тем самым ощущается не только на бытовом уровне, но и на социальном, государственном, историческом и чисто эстетическом».

«Ничья фабрика»


Режиссер: Педру Пиньу.

Программа: конкурс игрового кино «Молодость на марше».

Когда: 4 ноября, 14.00 («Центральный»).

О чем кино: Одна из самых оригинальных и бескомпромиссных картин года. Производственная докудрама с элементами мюзикла. Рабочие подозревают, что могут остаться без работы, так как по приказу начальства оборудование фабрики вывозится тайком ночью с ее территории. Это порождает конфликт между ними и администрацией предприятия. Работники захватывают здание, но, к их удивлению, руководство вдруг бесследно исчезает. На опустевшей фабрике привычный мир героев рушится, уступая место новым чаяниям и надеждам.

И. С.: «Самый оригинальный проект этого года. Если вы ищете в кинематографе что-то новое, вы это найдете в португальской картине. «Ничья фабрика» — формально производственная драма, но невозможно отнести ее к какому-то одному жанру, классифицировать и каталогизировать. Фильм Пиньу нарушает все правила сюжетосложения, композиции, драматического построения. Начинается как документальное, затем превращается в мюзикл, оставляя много вопросов. Это новаторское кино о рабочем классе, говорящее на те темы, которые были актуальны несколько десятилетий назад».

«Ноябрь»


Режиссер: Райнер Сарнет.

Программа: основной конкурс игрового кино.

Когда: 6 ноября, 20.50 («Центральный»).

О чем кино: «Ноябрь» — фильм-сказка для взрослых, в котором есть и черный юмор, и романтическая любовь. Действие происходит в языческом эстонском селе, где жадные и бестолковые сельские жители состязаются с Чумой, Старым Нечистым и домовыми. Главная героиня фильма — молоденькая крестьянская девушка Лийна, безнадежно влюбленная в сельского парня Ханса. Но Хансу нравится прекрасная барышня из поместья. К тому же отец Лийны требует, чтобы девушка вышла замуж за похабника Энделя.

И. С.: «С одной стороны, это зрелищное кино, которое захватывает экспрессивной фактурой черно-белого изображения. С другой стороны, внимание приковывает идея взглянуть на Эстонию не как на христианскую страну, а как на языческую. Здесь авангард и радикализм идут рука об руку с мифотворчеством, сказкой, фантазией, снами, а театральность — с реалистичностью».

«Страшная мать»


Режиссер: Ана Урушадзе.

Программа: конкурс игрового кино «Молодость на марше».

Когда: 6 ноября, 16.00 («Центральный»).

О чем кино: 50-летняя домохозяйка Манана стоит перед сложной дилеммой: ей предстоит выбирать между семьей и желанием писать книги, которое она подавляла годами. Манана решает отдаться своей страсти, жертвуя собой душевно и физически.

И. С.: «Неожиданный дебют. Зрителю предстоит сперва сделать скоропалительные выводы, а потом докопаться до сути. И чем дальше, тем больше не ответов, а вопросов. Урушадзе создает реальность из взаимоисключающих истин, а шизофреническое состояние — из визуальной стороны и образов».

«Три четверти»


Режиссер: Илиан Метев.

Программа: конкурс игрового кино «Молодость на марше».

Когда: 5 ноября, 14.00 («Центральный»).

О чем кино: Мила, подающая надежды юная пианистка, готовится к поступлению в школу за границей. Младший брат Ники постоянно требует к себе внимания и не дает ей сосредоточиться. Отец-астрофизик слишком погружен в свои заботы, чтобы замечать проблемы детей. Портрет семьи, проводящей вместе последнее лето.

И. С.: «Поистине киноманское кино, но не только потому, что вы сможете уловить огромное количество отсылок. Здесь реальность становится вдохновителем сюжета, и еще попробуй разберись, где здесь начинается игровое кино и заканчивается документальное. И заканчивается ли».

«Красавица и свора»


Режиссер: Каутер Бен Ханья.

Программа: конкурс игрового кино «Молодость на марше».

Когда: 6 ноября, 14.00 («Центральный»).

О чем кино: Студенческая дискотека в Тунисе. Марьям знакомится с загадочным Юссефом. С вечеринки они уходят вместе. Впереди долгая ночь, в течение которой Марьям придется бороться за свои права и свою честь. Но что делать, если правосудие окажется на стороне мучителей?

И. С.: «Картина сделана по принципу «один кадр — один план», в результате в фильме около десяти эпизодов, что создает атмосферу тесноты и клаустрофобии. Кино рассказывает о положении женщины в Северной Африке, где, с одной стороны, победила революция, а с другой, все еще остались традиционные старые представления о мире. Возможно, вы вспомните дебют Бен Ханья «Орудующий бритвой», который мы уже показывали на «Лiстападзе».

«День начинается»


Режиссер: Гентиян Кочи.

Программа: конкурс игрового кино «Молодость на марше».

Когда: 7 ноября, 14.30 («Центральный»).

О чем кино: Уже несколько месяцев у Леты, матери-одиночки с годовалым сынишкой на руках, нет денег на оплату жилья. Когда ее выгоняют из квартиры, она переезжает жить в дом пожилой лежачей больной Софи, дочь которой предложила Лете работу сиделки. Лета готова пойти на все, чтобы сохранить жизнь Софи и не лишиться работы и крыши над головой.

И. С.: «Албанское кино напомнит зрителю напряженную школу нового румынского кинематографа, где в паузах скрыто куда больше, чем рассказывается по сюжету. Здесь также будет жанровый перевертыш, и от драмы «День начинается» перейдет практически к хоррору, фиксируя хичкоковское напряжение».

«Смутьян»


Режиссер: Миранша Наик.

Программа: конкурс игрового кино «Молодость на марше».

Когда: 8 ноября, 14.30 («Центральный»).

О чем кино: В Боримболе, мигрантском поселении на Гоа, всем заправляет жестокий и беспощадный Джуз по кличке Господин трущоб. Он держит всех приезжих рабочих в страхе и повиновении, время от времени домогаясь их жен. 16-летний Сантош не желает подчиняться тирану. Несмотря на то что мальчику приходится постоянно терпеть побои и унижение, его пассивное сопротивление постепенно перерастает в намерение взглянуть угнетателю в лицо и освободиться от страха.

И. С.: «Похожие чувства во время просмотра я испытывал, когда был на показе фильмов Апичатпонга Вирасетакуна. Миранша Наик снимает историю взросления героя, который вопреки тому, что ему на роду написано не иметь никаких жизненных перспектив, добивается своего, получает образование и становится человеком».

←Глава Пентагона пообещал лишить КНДР ядерного оружия

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика