Водителю VW с заводским "газом" оторвало ногу из-за взрыва баллона - и "никто не виноват"
Житель Кобрина Александр Кравчук в 2011 году купил в Германии «газовый» Volkswagen Touran. Пять лет спустя он ехал в Минск поменять старые баллоны на новые, но на заправке в Барановичах один из установленных заводом баллонов взорвался. Оторвавшийся элемент автомобиля перебил мужчине ногу: в итоге ампутация ниже колена. Следователи в возбуждении уголовного дела отказали — «за отсутствием состава преступления». «Я как законопослушный гражданин выполнял все правила, получил травму — и в итоге никто за это не ответил», — сетует Александр.
Александр купил машину в 2011 году. По объявлению в интернете нашел подержанный Volkswagen Touran 2006 г.в. на заводском газу. Правда, автомобиль был в Германии. Купил, пригнал Touran в Беларусь и, пока не получил допуск, ездил на бензине.
— Я заехал на станцию, проверил баллоны. Мне выдали сертификат, я по нему заправлялся и проходил техосмотр.
В 2013 году у Александра возникли мелкие проблемы с автомобилем — и водитель приехал в сервисный центр брестского «Атлант-М Запад». Проблему устранили, а через год жителю Кобрина позвонили из компании-дилера и сообщили, что по акции могут бесплатно поменять в его Touran баллоны.
— Звонили из Бреста, но сказали, что для замены нужно ехать в Минск в «Атлант-М Сухарево». Я приехал, они осмотрели машину, заказали подходящие баллоны, а когда те пришли, мне позвонили, чтобы я подъехал — заменили два задних из четырех.
После обслуживания у Александра на работу автомобиля нареканий не было. В мае 2016 года он прошел полное освидетельствование газобаллонного оборудование, а в июле ему вновь позвонили из компании-дилера и предложили заменить два оставшихся баллона. Договорились на 16 августа. В тот день Александр посадил в машину жену, сына и поехал в Минск. По дороге решил заехать на заправку в Барановичах.
— Я высадил жену и сына и пошел заправлять баллоны. Помню, что меня позвала жена, я повернулся и тут «ба-а-а-ам» — и все. Открываю глаза — и понять не могу: то ли вокруг меня пыль, то ли в глазах туман. Сознания не терял. Просто упал на спину, приподнялся, смотрю, на джинсах кровь. Подумал: «Ну, все. Наверное ноги уже нет». Ко мне подбежали, вызвали скорую. (…) Я подумал, что превысили давление в баллонах — бывало, что перекачивали. Тогда еще сообразил: обязательно, чтобы давление в баллонах проверили. Когда ко мне в больницу следователь пришел, я у него спросил про баллоны, а он мн сказал, что их «стравили» в целях безопасности.
По словам Александра, взорвался один из «старых» баллонов, который как раз должны были в тот день заменить.
В больницах мужчина провел пять месяцев: ему ампутировали ногу ниже колена, дали бесплатный белорусский протез и вторую группу инвалидности.
«Несвоевременно обнаруживаются очаги коррозии»
«Газпром Трансгаз Беларусь» провел по факту взрыва служебное расследование. По выводам комиссии, оборудование в момент заправки работало штатно, а вот к состоянию разрушенного баллона были вопросы: «…выявлены коррозия металла, расслоение металла, множественные раковины, отсутствие лакокрасочного покрытия».
В обстоятельствах произошедшего разбирались барановичские следователи. По их мнению, «непосредственной технической причиной взрыва, наиболее вероятно, могли послужить: уменьшение прочности корпуса (коррозия материала корпуса, механические повреждения — трещины, сколы и т.п.), неисправность газового оборудования, механическое воздействие на корпус непосредственно в момент, предшествующий взрыву (удар по баллону, падение).
Наиболее вероятной причиной беды сам Александр считает коррозию баллона. О том, что у некоторых моделей «газовых» VW существует такая проблема, говорится и в ответе СООО «Атлант-М Восток» на запрос следователей: «…на определенных моделях автомобилей Volkswagen вследствие недостаточной эффективности проводимых проверок газобаллонной системы несвоевременно обнаруживаются очаги коррозии на газовых баллонах».
Резонно встал вопрос: а могли ли заметить дефект сотрудники центра, которые проверяли баллоны в Touran Александра в мае 2016 года? Однако и тут есть нюанс: момент образования ржавчины во время экспертизы определить не удалось — невозможно в принципе: «Скорость коррозии одного и того же металла в различных условиях может в десятки и даже сотни раз отличаться по своей величине».
Тем не менее, следователи опросили Евгения Игнатюка, директора ООО «Автоперспективацентр», на котором производилось освидетельствование баллонов. В своих показаниях он отмечает, что во время осмотра следов ржавчины или других дефектов не обнаружил, правда, признал, что «нарушил технологию проведения технического освидетельствования — не демонтировал баллоны и не проверил их под давлением с водой… ввиду того, что баллоны визуально были в отличном состоянии… а я знал, что заводом-изготовителем срок очередного освидетельствования указанных баллонов дается до 20 лет».
Позже директор предприятия свои показания поменял: мол, осмотром газового оборудования занимаются непосредственно работники предприятия, и к этому вопросу он не имеет никакого отношения. Кто из работников проводил осмотр, сообщить не смог.
В возбуждении уголовных дел было отказано.
В действиях директора ООО «Автоперспективацентр», который проводил осмотр баллонов, не нашли объективных данных, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении им своих служебных обязанностей.
В возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь» также было отказано за отсутствием в их действиях состава преступления.
Еще два случая в Минске
Автомобиль Александра — не единственный, который пострадал из-за коррозии баллона. В феврале 2017 года аналогичный случай произошел на заправке в Минске: в Volkswagen Touran 2008 г. в. разорвался один газовый баллон. В ходе проверки выяснилось, что машина не обслуживалась в дилерском центре с 2011 года. В мае на минской заправке вновь разорвался баллон в VW Touran. К счастью, в обоих случаях никто не пострадал.
Проблему признал и Volkswagen. В августе 2016 года компания объявила, что отзывает около 30 тысяч автомобилей, работающих на CNG (сжатый природный газ), в Европе для того, чтобы заменить их газовые баллоны: мол, они не могут быть должным образом проверены на предмет коррозии, сообщал Reuters.
Компания подчеркнула, что дефекты есть на некоторых автомобилях Caddy, Passat и Touran, произведенных в период с 2006-го по 2010 год, и баллоны на них должны быть заменены бесплатно. В июле 2016-го компания уже отозвала некоторые модели Touran по той же причине.
Баллоны в VW Александра СООО «Атлант-М Восток» — дилер VW — менял по акции, «объявленной заводом-изготовителем». Она, говорят здесь, бессрочная: «Пока все автомобили не заменятся, будет действовать»
Сейчас в «Атлант-М Восток» рассматривают вопрос о выделении Александру безвозмездной спонсорской помощи. Как пояснил TUT.BY потерпевший, ему присылали из компании договор на 2 тысячи белорусских рублей.
Как сообщили TUT.BY в ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь», после происшествия в Барановичах и разрыва баллона VW Touran в феврале этого года в Минске на АЗС сети снизили давление заправки с 19,6 МПа до безопасных 16 МПа (именно такое использовалось для автомобилей, подпадавших под акцию концерна VAG по замене баллонов).
«Может быть, пойдут на мировую»
Александр обжаловал решение районных следователей в прокуратуру и областное управление СК. Первое решение отменялось — и материал направлялся на дополнительную проверку. Однако итог был тем же — никто не виноват. А без виноватых не может быть речи о компенсации затрат на лечение и возмещение морального вреда.
Сейчас мужчина готовит претензию, которую направит в головной офис Volkswagen в Германии.
— Насколько мне известно, там ни одного судебного процесса по этому поводу не было. Может быть, пойдут на мировую.
Иск в белорусский суд
Адвокат Минской областной коллегии адвокатов Наталья Морозова пояснила TUT.BY, что Александр Кравчук также может обратиться в белорусский суд с иском о защите прав потребителя.
— В суде может быть установлено, что взрыв произошел по вине производителя, либо была оказана некачественная услуга дилерским центром, а возможно, виновно предприятие, которое проводило сертификацию. Тогда с виновного лица можно будет взыскать моральный вред, возмещение средств на лечение (протезирование), а также стоимость восстановительного ремонта автомобиля или его полную стоимость в случае гибели. Также суду следует выяснить, не нарушены ли правила эксплуатации автомобиля и оборудования самим потребителем.
В соответствии со ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потребителя., а вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.