Что делают с хрущевками в Германии: убирают или надстраивают этажи, "вырезают" целые подъезды
Наши старые «хрущевки» мало отвечают критериям современного жилья, и выборочный капремонт мало что меняет. Но и сносить их целыми кварталами, как в Москве, у нас не будут: дорого. Блогер, фотограф и путешественник в одном лице Илья Варламов рассказал об опыте Германии в этом вопросе: оказывается, устаревшие пятиэтажки можно превратить в современное жилье.
Реконструкцией хрущевок в Германии занялся архитектор Штефан Форстер в рамках проекта Regeneration East (можно перевести как «Восточное возрождение»). Он работал в двух небольших городках, Лайнефельде и Галле, и показал, что пятиэтажки в умирающих районах можно превратить в привлекательное жилье.
По словам немецкого архитектора, с точки зрения пространства будущего у панельных домов нет никакого: «Мы пришли к мысли, что если что-то и делать с пятиэтажками, то их надо трансформировать в нечто совершенно иное».
Реконструкция в Лайнефельде
Реконструкция хрущевок в Лайнефельде началась с двух L-образных панельных домов. Обновление коснулось 120 квартир. Кроме того, проект предусматривал сокращение количества квартир в двух зданиях на 40.
(Все фото в материале — с сайта varlamov.ru)
Ключевым элементом обновленного дома стала кирпичная кладка вдоль первого этажа здания. Получилась своего рода буферная зона между зданием и улицей. Она же позволяет создавать мини-сады на открытых террасах.
На южном и западном фасадах сделали непрерывную линию балконов и террасы на крыше.
Новые панели выкрасили в яркие цвета, а для первых этажей устроили большие открытые террасы, но без четких границ между участками.
С балкона видно, как выглядит дом, который не затронула реконструкция.
Еще один вариант реконструкции — и тоже в этом городе.
Когда-то это была 6-этажка, но архитекторы приняли решение удалить два верхних этажа. Они стремились не только уменьшить здание, но и сделать его более разнообразным.
Вот так выглядел этот дом раньше.
Теперь в каждом подъезде осталось всего 8 квартир. С точки зрения авторов проекта, это «создает ощущение неприкосновенности частной жизни». Здесь также была применена кирпичная кладка, чтобы разграничить частные, совместные и общественные зоны. А небольшие красные балконы здорово оживляют некогда однообразный фасад.
С другой стороны дома балконы уже полноразмерные.
Они смещены друг относительно друга, а у первых этажей, конечно, есть террасы.
Все это защищает врезанная в дом консольная крыша.
Те же принципы были применены и при реконструкции этого дома. Когда-то он выглядел так: просто массивная панельная 6-этажка.
Теперь осталось четыре этажа, а фасад серьезно разнообразили. У квартир на первых этажах появились просторные сады.
Балконы верхних этажей разного дизайна и размеров.
Теперь дом стал намного симпатичнее — и тоже за счет кирпичной кладки. Для архитекторов это еще и «закрепление внешнего пространства здания».
А этом дом изначально был довольно компактным, но…
Смотрите, во что его превратили! Верхний этаж был удален, а на крыше появились открытые террасы.
С обратной стороны радикальных изменений нет, но кирпичная кладка, опять же, опоясывает дом.
Теперь он визуально все еще довольно простой, но архитекторы сделали все, чтобы его разнообразить.
Эта бывшая пятиэтажка потеряла сразу два этажа и превратилась почти что в ряд таунхаусов. Центральный сегмент здания вообще было решено снести.
Теперь советское наследие практически неотличимо от домов, которые строят в новых кварталах.
Раньше, глядя на дом со стороны двора, можно было подумать, что ты в России, а не в Германии.
Но все изменилось. У первых этажей появились террасы, ко второму пристроили сплошной балкон. Изменение цвета фасада, по замыслу архитекторов, должно было сигнализировать о переходе к «сельской» стороне дома.
Этот желтый дом архитекторы называют самым ярким и, возможно, самым радикальным примером городской реконструкции в проекте «Восточного возрождения».
Некогда 180-метровая пятиэтажка была полностью преобразована.
Архитекторы удалили верхний этаж и сразу 7 сегментов здания. В результате у них получились 8 отдельных, но связанных между собой «виллаподобных» (так они сами говорят) многоквартирных домов.
С восточной стороны их соединяет непрерывная стена. С западной, дворовой стороны никакой стены уже нет.
Разница между уличным и дворовым фасадом подчеркивается цветом. У первых этажей здесь есть небольшие патио, но большая часть газона — это уже общественное пространство.
В пространстве между новообразованными блоками тоже появились балконы. Удивительно, что такое можно было сделать из обычной советской пятиэтажки.
Реконструкция в Галле
Еще один пример реконструкции длинного дома, но на этот раз не в Лайнефельде, а в Галле. Прежний облик:
Новый облик:
Вместо 11 подъездов здесь осталось только 6. Верхний этаж, как вы уже поняли, решено было частично удалить.
Архитекторы создали ступенчатый объем с большими пространствами на крыше. Когда-то в доме было всего несколько типов квартир стандартной планировки. Теперь появилось 18 различных вариантов, в том числе в «мезонине».
С обратной стороны дома сплошные балконы и террасы первых этажей.
Надо отметить, что подобная реконструкция в городах бывшей ГДР стала возможной во многом благодаря тому, что старые советские дома начали пустеть. Многие восточные немцы переехали в западную часть страны или просто в новые дома, кто-то уже умер, и население панельных кварталов сократилось. Поэтому архитекторы были вольны экспериментировать с радикальным уменьшением количества квартир, сносом верхних этажей и так далее. Но зачастую немецкие «хрущевки» просто качественно ремонтируют.
Более подробно о европейском опыте реконструкции «советского наследия» можно найти на сайте Ильи Варламова.