"Делать его крайним - неправильно". Водители скорой просят президента защитить коллегу и всех их
После того, как в Гродно водителя скорой помощи признали виновным в смертельной аварии, его коллеги решили написать открытое письмо правительству и президенту. Просьб к власть имущим у простых шоферов несколько: унифицировать законодательство — чтобы толкование правил дорожного движения не было двояким, а также ужесточить меры ответственности для пешеходов (и автомобилей) за непропуск транспортных средств со спецсигналами.
Напомним, авария произошла в Гродно вечером 20 апреля этого года. Скорая с включенными проблесковыми маячками синего цвета везла пациента с инфарктом в правой полосе улицы Советских пограничников. С левой стороны по пешеходному переходу в направлении остановки возле обувной фабрики дорогу пытались перебежать две девушки: одна из них успела заскочить на тротуар, вторую сбила машина. На следующее утро 28-летняя пострадавшая умерла в больнице. Суд первой инстанции 29 сентября приговорил 51-летнего водителя к 2,5 годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение — так называемой домашней химии, и лишил его прав на 4 года.
Правда, решение суда еще не вступило в законную силу: и водитель, и гособвинитель подали в вышестоящую инстанцию апелляции.
Кстати, выжившая девушка была привлечена к ответственности за нарушение правил дорожного движения и оштрафована.
Гродненские водители категорически не согласны с тем, что их коллегу признали виновным. Говорят, шофер в той ситуации ничего сделать не мог — девушки появились на проезжей части неожиданно.
На подстанции, где работает Иосиф, решили написать письмо в правительство — не только возмутиться решением суда по делу об аварии, но и рассказать о ситуации, которая уже давно складывается вокруг скорой помощи.
— Нам говорят — включайте маячки, но ездите как на обычном транспорте. Тогда какой смысл в спецсигналах? — сетуют шоферы и показывают новость об очередном ДТП с участием машины скорой помощи, которое произошло 30 сентября в Минске: автомобиль с включенными проблесковыми маячками и сиреной проезжал перекресток на красный. Водитель перед проездом перекрестка остановился, убедился, что все ему уступают дорогу, и продолжил движение. В это время водитель Volkswagen Touran, двигавшийся по третьему левому ряду, увидел, что впереди машины остановились, и перестроился во второй, где и столкнулся со скорой. Там водителя скорой ГАИ признала виновным в проезде на красный свет и создании аварийной обстановки, а водителя Touran — в непропуске скорой помощи.
Минские шоферы, говорят на гродненской подстанции, собираются писать обращение, чтобы со всех белорусских машин скорой помощи сняли мигалки. И здесь столичных коллег поддерживают.
— При таком подходе мигалки абсолютно ни к чему. Мы тоже подпишемся под этой петицией и сами отправим коллективное письмо, — говорит один из водителей, Алим. — Несомненно, погибшую девушку очень жалко. Но водитель скорой не мог в той ситуации ничего предпринять. Причина аварии — нарушение пешеходами ПДД, а уже наезд на них — это следствие. Девушки стали почему-то перебегать дорогу тогда, когда для них был мигающий зеленый. Там четыре полосы — физически невозможно перебежать их за несколько секунд. Все это есть на записях камер наблюдения. Да и свидетели говорят о том же. Иосиф видел перед собой свободную дорогу ехал.
Водители поясняют: скорость машины Иосифа в тот момент была 64 км/ч, а маячки просто так не включаются — для этого решения, которое принимает фельдшер или врач, всегда есть веские причины. Водители уверены, что делать Иосифа крайним в той аварии — неправильно: мужчина выполнял свою работу, стараясь быстрее довезти находящегося между жизнью и смертью человека в кардиоцентр. Пациент, к несчастью, позже умер.
В разговор вступает Александр, который говорит о том, что ситуации, когда пешеходы не обращают внимания на едущую с включенной мигалкой машину скорой помощи, очень часты.
— Например, у меня был случай. Вызов — у ребенка 30% ожог тела, везем в реанимацию. На пешеходном переходе — девушка. Останавливаемся, чтобы пропустить, так она еще подняла средний палец в оскорбительном жесте. И что здесь сделать? Ведь ей когда-нибудь, возможно, тоже понадобится медицинская помощь, и мы также будем лететь на вызов к ней.
— Неофициально нам говорят: включайте проблесковые маячки, но двигайтесь по правилам дорожного движения; но тогда какой во всем этом смысл? Получается: тащись по светофорам — и пусть люди умирают? Ведь зачастую речь идет о минутах и даже секундах. Стараешься ехать быстрее. Мы уже не говорим о том, как нас блокируют во дворах, как невозможно проехать к нужному месту из-за поставленных автомобилей, как ищем людей, чтобы помогли вынести больного, а по правилам водитель не имеет права покидать свой автомобиль, — говорит Алим.
Гродненские водители уверены, что ситуацию, когда шофер скорой помощи будет в любом случае наказан за любую аварию, надо обязательно менять.
— Мало того, что он из своего кармана будет восстанавливать машину, а зарплаты у нас достаточно скромные — на руки получаем 300−400 рублей, — так еще заплати штраф и лишись свободы и прав, что фатально для многих из нас. Водить — это наша профессия, почти все не молоды, чтобы переучиваться. В нынешней экономической ситуации вряд ли человек в 50 лет найдет работу в Гродно хотя бы на такие же деньги.
Водители говорят, что не хотят каких-либо для себя преференций, но надеются на честное разбирательство каждого конкретного случая и справедливое отношение к ним.
— А еще важно приучить людей пропускать скорую помощь и внести более жесткое наказание за ее непропуск. Мы почему за Иосифа бьемся? мало того, конечно, что он наш товарищ, так еще опасаемся, что ситуация может повториться, а мы опять будем виноватыми, — добавляют водители.
Кстати, в Светлогорске в аналогичном с гродненским случае в действиях водителя скорой помощи состава преступления не нашли и дело прекратили. В той аварии водитель после пересечения железнодорожного переезда сбил 15-летнюю девочку, которая пыталась перебежать дорогу по переходу и выбежала из-за стоявшего во встречном направлении автобуса. Школьница тогда получила тяжелейшие травмы, но следствие пришло к выводу, что причиной ДТП явились нарушения правил дорожного движения пешеходом.