Нацистское оружие Z и советский "Балтиец": необычные пистолеты Второй мировой
О боевом применении этих пистолетов известно совсем немного, а количество выпущенных экземпляров обычно не превышает десятка. Почти опытные образцы, порой даже удачные, собранные умельцами или дипломированными конструкторами, они по ряду причин так и не смогли выйти в серийное произвоство.
Другие, наоборот, выпускались небольшими партиями, но не были широко известны. 42.TUT.BY выбрал четыре редких пистолета военных времен.
Противотанковый пистолет
Большое количество советских танков было серьезной проблемой для вермахта, которому сильно не хватало противотанковых средств для пехоты. Чтобы хоть как-то исправить положение, немцы создали 26-мм Kampfpistole Z. Ствол пистолета имел пять нарезов, что увеличивало точность и эффективность оружия.
Для изготовления пистолета-гранатомета использовались легкие металлы, что повлекло уменьшение веса оружия до 780 г. Для прицельной стрельбы использовался специально созданный градуированный прицел и спиртовой уровень.
В боекомплект оружия Z входила 61-мм противотанковая надкалиберная кумулятивная граната образца 1942 года (Panzer-Wurfkorper 42 LP). Она пробивала, по советским данным, 50-мм броню, а немецким — 80-мм броню на дистанции до 75 м.
Морозостойкий пистолет из блокадного Ленинграда
Этот пистолет был разработан по инициативе командира минной обороны и начальника штаба Балтийского флота Юрия Ралля для замены ТТ, детали которого замерзали при температуре в минус тридцать градусов. За основу «Балтийца» была взята конструкция немецкого Walther PP, который адаптировали под советский патрон 7,62×25 мм.
Первая и, как оказалось, последняя партия из 14 пистолетов была собрана на заводе №181 вручную, без предварительно подготовленной оснастки, и кустарно обрабатывалась воронением.
Самым тяжелым из партии был пистолет под номером один. Он успешно прошел испытания на тридцатиградусном морозе, но его вес в 1100 граммов был признан неприемлемым.
После небольших доработок вес второго экземпляра был снижен до 960 граммов. При сборке остальных пистолетов выяснилось, что запчастей не хватает (по плану было 15, а получилось 14). Из-за этого несколько человек получили сроки, а наладить серийное производство оружия так и не удалось.
Пистолет для танкистов
Разработка пистолета системы Воеводина была, опять же, вызвана недовольством военными ТТ, на этот раз возмущались танкисты, которым нужно было вести огонь по противнику из специальных лючков в броне боевой машины. Это было необходимо в тех случаях, когда противник находился в мертвой зоне для танковой пушки и пулеметов.
Для этого нужен был пистолет, передняя часть которого имела «револьверную» форму. ТТ для такой стрельбы не годился, поэтому советским танкистам выдавали «наганы».
У ТТ были и другие недостатки, о чем писала специальная комиссия: «Находящийся на вооружении пистолет обр. 1930 г. (ТТ) не может быть принят на вооружение АБТ (автобронетанковых) войск и, кроме того, требует усовершенствования (потеря магазина, отладка спуска)». У немцев для подобных целей использовались Luger P08, Walther P38 и пистолет-пулемет Фольмер-Эрма MP 38/40.
Пистолет Воеводина отличился магазином большой емкости — 18 патронов, это почти рекорд для конца 30-х годов. Внешне конструкция оружия больше напоминала Люгера Р-08, устройство узла запирания и затвора были позаимствованы у Маузер С-96.
Пистолет выпускался малыми сериями в 1930-х — начале 1940-х, но начало войны поставило на его судьбе крест — оружие Воеводина было сложным в производстве, что в военное время было большим недостатком.
Пистолет, который не понравился Ворошилову
В мае 1938 года был объявлен конкурс на новый армейский пистолет для Советской армии под патрон 7,62×25. Одним из участников конкурса стал конструктор-оружейник Иван Раков. Его пистолет был построен по простой схеме с отдачей ствола при его коротком ходе. Ударно-спусковой механизм куркового типа допускал ведение только одиночного огня и был расположен в задней стенке рукоятки. Пистолет весил 990 граммов и имел восьмизарядный магазин.
После полигонных испытаний пистолет Раков был признан наиболее удачным и рекомендован к доработке наряду с другими образцами. Во время повторных испытаний пистолет Ракова представили к первой премии и рекомендовали к серийному производству.
Но в последний момент в судьбу оружия вмешался Климент Ворошилов, которому пистолет чем-то не угодил. Он отменил решение комиссии и дал указание доработать все пистолеты, участвующие в конкурсе.
Новые испытания затянулись на два года, затем грянула Великая Отечественная война, когда было уже не до нового пистолета.
Читайте также: Бесшумное и сверхточное: легендарное оружие спецназа