"В сентябре мне доплатили 19 рублей 66 копеек". Почему военные недовольны повышением пенсий
«Повышения пенсии я даже не заметил», — рассказывает Андрей Анатольевич, подполковник запаса. Напомним, с 1 сентября в Беларуси подняли базовый оклад, от которого зависят размеры денежного довольствия и пенсии военных. Рост последних сдержал корректирующий коэффициент — и в сентябре подполковнику запаса выплатили на 19 рублей 66 копеек больше, чем обычно.
Указ № 314 «О пенсионном обеспечении некоторых категорий граждан» обозначил, что пенсии подлежат перерасчету с применением корректирующих коэффициентов:
с 1 сентября 2017 года — 0,83;
с 1 декабря 2017 года — 0,85;
с 1 июля 2018 года — 0,9;
с 1 января по 30 июня 2019 года — 0,95.
С 1 июля 2019 года корректирующий коэффициент перестанут применять.Указ президента касается не только военнослужащих, но также сотрудников военизированных организаций, к которым относятся Следственный комитет, органы внутренних дел, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.
«В этой ситуации не за себя обидно, а за страну»
— Никогда не жаловался на жизнь и не хочу, чтобы мои слова выглядели жалобой, — предупреждает Андрей Анатольевич, подполковник запаса. — Но есть объективные факты: в сентябре мою пенсию повысили на 19 рублей 66 копеек. Эта сумма никак не отразилась на семейном бюджете. Повышения я даже не заметил. Реально получается, что размер пенсии в сентябре составил 83% от той пенсии, который я заслужил за четверть века службы в армии и которая положена мне согласно закону «О пенсионном обеспечении военнослужащих».
Андрей Анатольевич рассказывает о себе: служба началась в 15 лет — с поступления в Суворовское военное училище. После окончания Минского высшего военно-политического общевойскового училища — два года военной службы в Западной группе войск в Германии, 12 лет в Слониме. Был офицером-воспитателем роты суворовцев в Минском СВУ, заместителем начальника базы по ремонту и хранению учебного оборудования. Позже проходил службу в редакции сайта Минобороны, был начальником отдела в военном информационном агентстве «Ваяр».
— Уволился в 2011 году по собственному желанию, — вспоминает он. — Помните, как доллар тогда рос? А я — подполковник, двое детей. Вся моя зарплата фактически уходила на оплату съемной квартиры. Потому и написал рапорт. Так как я ушел сам, потерял некоторые льготы вроде права на обслуживание в военном госпитале — но право на военную пенсию с 45 лет у меня осталось. На тот момент мне было 43 года, я отслужил 25 лет и 1 месяц.
Сейчас Андрею Анатольевичу 48 лет. В августе ему выплатили пенсию в 545 рублей 25 копеек пенсии, в сентябре — 564 рублей 91 копейку. Эти деньги — не единственный источник его дохода, сейчас подполковник запаса — индивидуальный предприниматель.
Если с применением коэффициента 0,83 в сентябре Александр Анатольевич получил 564 рублей 91 копейку, значит, с 1 июля 2019 года после отмены корректирующего коэффициента может рассчитывать на 680 рублей 61 копейку.
— Но у меня есть знакомый, сослуживец моего отца. Полковник, ему за 80 лет, сам он и его сын больны раком. У его жены — болезнь Альцгеймера. Тяжелейшая ситуация! Он еще с лета надеялся, говорил: «Я слышал, пенсию увеличат» — а в результате ему добавили несколько рублей. Он не может зарабатывать, как я. А на лекарства не хватает. Как говорится, в этой ситуации не за себя обидно, а за страну.
Андрей Анатольевич говорит: понимает, что государство экономически не может обеспечить действие закона, потому и родился указ № 314. Соглашается, что тема повышения пенсий военным вызывает возмущение у других.
— У меня самого жена-учительница копейки получает. Видел вакансии: сталевару в цеху сейчас предлагают зарплату 400 рублей — а у меня пенсия больше 500. Да, это общая беда страны, экономики. Мне жаль тех, кто получает меньше. Но, простыми словами, я в казарме прожил шесть лет, пока мои сверстники вкушали все радости гражданской жизни. Жил не там, где хочу, а куда пошлют. Сменил несколько гарнизонов, пережил с десяток переездов, долгое время — по съемным квартирам. Сейчас молодые люди поступают в Военную академию не только с целью освоить военную профессию, стать крепкими и сильными, но и с расчетом на социальные гарантии военнослужащим. На то, что государство поможет с кредитом на строительство квартиры, обеспечит достойной пенсией. И если сейчас речь идет о понижающем коэффициенте, что будет дальше?
О том, что тенденция на снижение пенсии приведет к тому, что военные пенсионеры «останутся за бортом», с опасением высказывались и члены Белорусского союза офицеров.
— Закон «О пенсионном обеспечении» не изменен, но не выполняется. Причина понятная: денег нет. В среднем, в сентябре добавили кому 15 рублей, кому 19, кому 23 рубля — в зависимости от выслуги и прочего. Кого это может обрадовать? Если бы все было по закону, мы получили бы гораздо больше, — говорили военные пенсионеры на собрании Жлобинской районной организации Белорусского союза офицеров.
«Возможность заработать высокую пенсию была у каждого»
У подполковник запаса Андрея Александровича пенсия в сентябре увеличилась почти на 20 рублей. Итого он по-прежнему получил меньше 400 рублей.
— Честно говоря, пенсии у нас маленькие. Прожить тяжеловато и гражданским, и военным. Надо, чтобы пенсии были достойными у всех — около 700 рублей, чтобы хватало. Например, я благодарен судьбе, что дочь поступила на бюджет. Но общежития нет. Просто снять квартиру в Минске — это 400 рублей. Вот и считайте.
Андрей Александрович рассказывает, что служил «по всей Беларуси». Из Вооруженных сил ушел в 45 лет. Сейчас ему 48 лет. Работает в охране. Зарплата больше пенсии. Что касается критики повышения пенсий военных, он отмечает: возможность заработать такую была у каждого.
— Можно было пойти в армию, в силовые структуры, учиться, как-то иначе проявить себя — например, стать предпринимателем. Тем, у кого доход больше моего, я, грубо говоря, не завидую. Понимаю, если человек больше получает, значит, у него было больше ответственности, какие-то строгие рамки. Значит заслужил.
У Александра Чирко, подполковника запаса и заместителя председателя правления «Белорусский фонд мира», пенсия тоже увеличилась на сумму около 20 рублей — но он относится к этому без критики.
— Я служил, защищал Отечество. Государство может что-то добавить к пенсии в зависимости от того, что позволяет экономика, — и хорошо. Я доволен.
Александр Чирко отмечает, что зарплата, которую он получает в «Белорусском фонде мира» меньше, чем его пенсия.
— Но мужчина должен трудиться в любом случае. Я еще молодой человек, в принципе. Мне шестьдесят, для мужчины это нормальный возраст. Так что пока живешь, надо приносить пользу. В «Белорусском фонде мира» я получаю меньшую, чем моя пенсия, зарплату, но работа мне нравится: как человек, прошедший войну, понимаю, что такое мир. И можно, я еще пару слов добавлю? У нас образовалась такая прослойка людей, у которых есть квартира, машина, дача, семья, работа — а ему все плохо. Это почему тебе плохо? Ты плохого еще не видел, — высказывается он.
C 1 ноября трудовые пенсии увеличатся в среднем на 5%. Средняя пенсия в номинальном выражении, как планируется, вырастет до 315,74 рубля, сообщили в Минтруда.