"Хотят сделать "за дешево", но чтобы выглядело дорого". Дизайнер раскритиковал новые заведения
Заведения в Минске открываются часто — каждый месяц мы находим с десяток достойных мест. AFISHA.TUT.BY попросила дизайнера Александра Кратовича рассказать, почему многие из них открываются в уже надоевшем стиле лофт. Дизайнер также оценил 10 столичных заведений и высказал свою критику. Где «деревенский» интерьер, а где пол, как в подъезде, — в нашем материале.
«Классно выглядит не то, что дорого, а то, что сделано правильно и точно»
Прежде чем переходить к критике конкретных мест, Александр обозначил общие для столичных заведений общепита проблемы.
— Минск город большой, но без явно выраженного центра. Поэтому все рестораны и кафе разбросаны по всему городу. В Европе они, наоборот, расположены в историческом центре, обычно на пешеходной улице и по аромату еды всегда можно найти этот ресторанный район. У нас же, чтобы привлечь к себе посетителя, ресторанам нужно показать гостю не только хорошую кухню, но и запоминающийся интерьер. Поэтому в Минске часто делают тематические заведения.
Александр Кратович — один из самых известных белорусских дизайнеров интерьеров, архитектор. Работал в Германии.
Реализованные объекты в сфере общепита: ресторан «У Ратуши» (2004 год), ресторан Perfetto (2007 год), ресторан «Гурман» на Победителей (2012 год) и другие.
При этом к специалистам рестораторы зачастую решают не обращаться: считается, что с ними трудно и дорого работать. В результате, в Минске можно видеть много скороспелых решений с массой планировочных и дизайнерских ошибок. А все потому, что вся работа идет под диктовку заказчика: дизайнеру рассказывают, что надо сделать и как это надо сделать.
Нередко в роли дизайнера выступают владельцы.
— Самостоятельность, с которой они разрабатывали дизайн своей квартиры, переносится и на ресторан. Что касается цен, то классно выглядит не то, что дорого, а то, что сделано правильно и точно. Где грамотно распределены средства и правильно расставлены акценты. У нас часто хотят, чтобы выглядело дорого, а сделано дешево. Поэтому так много венецианской штукатурки, но пространство в итоге — некрасивое и некомфортное.
Еще одна особенность нашего времени и места — это любовь к лофту.
— Чрезмерная популярность этого стиля объясняется не столько эстетикой, сколько доступностью и дешевизной в исполнении. Так просто все покрасить в черный цвет, коммуникации не закрывать, поставить дешевую мебель, и — готово! Клиенту даже самостоятельно, с горем пополам, можно сделать такой дизайн. К сожалению, многие тенденции современного мирового дизайна в ресторанном бизнесе проходят мимо нас не оставляя никаких следов.
Мы также попросили Александра оценить 10 заведений, которые открывались в Минске на протяжении последнего года.
AFISHA.TUT.BY выбрала следующие заведения: бар-ресторан «Дом», ресторан La Scala, бар «Градус», гастробар «Буфет», чайхана «Баклажан», бар «Клумба», ресторан La Provence, ресторан «Урарту», ресторан азиатской кухни «Ронин», тики-бар «На пляже».
«Дом»
Кратович предполагает, что у хозяев было желание сделать модно, но в результате получился популярный сегодня (и уже порядком поднадоевший) стиль лофт.
— Но как тогда туда попали фламандские кресла, или арт-декошные люстры, или гламурные обои? Может, хотели сделать фьюжн или эклектику, но не получилось: очень доминирует заявленный лофт.
La Scala
Александр говорит, что ресторан громко назван, хоть по интерьеру этого не скажешь. Все же название (Ла Скала — оперный театр в Милане) ко многому обязывает, считает он.
— Мы же видим заурядный деревенский интерьер, хоть и тосканский. Минская публика уже пресыщена хорошим ресторанным дизайном: строить в центре Минска такой типаж придорожного кафе с невнятной идеей неправильно. Правда, кресла как бы из театра, но выглядит неубедительно. Вероятно, стилистически пытались сделать эклектику, но, на мой взгляд, не получилось.
«Градус»
Собеседник говорит, что идея показать через дизайн, что в заведении делают спиртосодержащие напитки, удалась.
— Огорчает появившаяся на стене картинка дамочки, такой, я бы сказал, образец интерьерного стеба из девяностых. Еще вызывает сожаление пол: он выглядит, как в подъезде многоквартирного дома. Может, надо было сделать наливной пол или положить простую мелкую метлахскую плитку? — задает риторические вопросы Александр.
«Буфет»
Кратович дает следующую оценку заведению: интерьер очень неплох. «Хороший, даже индустриальный лофт». Но вот одна вещица все же вызывает у дизайнера недоумение — это группа цветастых стульчиков вокруг стола.
— Здесь мы видим типичный прием белорусских художников и дизайнеров, когда Малевич хорош со своим черным квадратом, но мы пойдем дальше и нарисуем на черном квадратике веселую картинку. Это попытка совместить несовместимое. Появление таких «украшательств» выглядит фиговым листочком для пуританина-заказчика.
Чайхана «Баклажан»
По мнению дизайнера, в чайхане незаурядное декоративное решение: оно выражает дух азиатской архитектуры и при этом выглядит современно.
— Было бы лучше, если бы не было прямых деревянных решеток: они, находясь в одном зрительном ряду с основным декором, выглядят лишними, вызывают зрительное «спотыкание».
«Клумба»
Александр считает, что помещение зала выглядит пустым: широкие проходы вполне можно было занять уютными четырехместными диванами.
— Лестница с ограждениями из нержавеющей стали вызывает недоумение. Ну никак не лофт! Хоть бы в черный цвет покрасили… Подозреваю, дизайнер делал, хозяева «улучшали».
La Provence
Александр называет тему прованса излюбленной многими и неисчерпаемой. Он с сожалением говорит, что достойного воплощения в заведении она не нашла.
— Что мы видим в интерьере? Пустые холодные пространства, ровно залитые
холодным белым светом. Ресторан — это место, куда люди приходят
отдохнуть, сменить обстановку. Им нужен релакс, отдых глазам, атмосфера должна
располагать к беседе. В то же время нужна определенная теснота, чтобы даже в зале, где
еще нет посетителей, было ощущение наполненности.
«Урарту»
Мимо этого заведения, признается собеседник, он проезжал еще до открытия: воображение рисовало потрясающие картинки. Ведь тема — древнее государство Урарту — весьма благодатная.
— Первое, что приходит на ум, — это облицовка кирпичом с поливной цветной глазурью.
А что мы видим? Фантомные мечты малиновых пиджаков девяностых. Тяжелый низкий
потолок обильно украшенный «червивым» узором и холодный гранит на полу.
Авторы дизайна явно историей не интересовались и точностью ассоциаций не озадачивались.
Ronin
Интерьер дизайнер называет стильным и сделанным профессионально. По его словам, некоторые называют этот стиль лофтом, но Александр считает, что он ближе к стилю японского традиционного минимализма.
— И вот здесь возникают первые вопросы. Может, деревянные детали стоило сделать
«более» в японской традиционной технологии, с ощущением ваби. И можно было бы
внимательнее отнестись к местам посетителей, сделать их камерными, более изолированными друг от друга и использовать в этой зоне дерево.
«На пляже»
Александр признается, что на Гаваях он не был. Интерьер бара называет веселым, хоть он ему немного навевает воспоминания об интерьерном дизайне девяностых — начала двухтысячных.
— Мне кажется, можно было сделать более лаконично, в современном ключе, не теряя при этом ощущения веселья и изобильной декоративности.